Цикличность экономического развития и безработица
Понятие безработицы и ее виды.
Последствия экономических спадов производства проявляются не только через инфляцию, они непосредственно вмешиваются в жизненный цикл рабочей силы. Если в случае с инфляцией цикличность экономического развития деформирует рабочую силу через снижение жизненного уровня, порождая безработицу, она «физически» перекраивает ее. Общество затрачивает на подготовку и переподготовку кадров огромные средства, и вдруг оказывается, что эти старания напрасны, что миллионы работников являются лишними на производстве. Даже если через некоторое время они вновь будут втянуты в производственный процесс, навык и сноровка окажутся утраченными, морально люди будут надломлены и для восстановления профессиональной стабильности труда необходимы экономические и социальные издержки. Расходы средств, связанные с преодолением последствий нахождения части рабочей силы в состоянии безработных, зависят как от продолжительности безработицы, так и от ее типов. Создавая резерв безработных, экономика ограничивает потенциал своего собственного последующего развития. Именно поэтому необходимы углубленный анализ содержания безработицы и выяснение ее типов.
Выделяются следующие типы безработицы:
- фрикционная
- структурная
- циклическая
Фрикционная безработица обусловлена периодом, связанным с поиском или ожиданием работы. Само определение «фрикционная» точно отражает суть явления — причина ее возникновения связана с характером функционирования рынка труда, который развивается крайне неповоротливо, со скрипом, не приводя в соответствие количество рабочих и имеющихся на производстве рабочих мест.
Структурная безработица связана с научно-техническим прогрессом, появлением новых технологий, изменений в структуре потребительскою спроса. Под их воздействием происходят структурные сдвиги между отраслями и внутри отраслей, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Ввиду этого спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие виды профессий, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Таким образом, возникает безработица как следствие того, что рабочая сила реагирует на изменения в экономике медленнее, чем это происходит со средствами производства и технологиями. Чем быстрее идет научно-технический прогресс, тем в большей степени структура рабочей силы не отвечает новой структуре рабочих мест на производстве.
Средствами устранения структурной безработицы являются переподготовка работников, обучение их новым профессиям и специальностям, перемещение на родственные рабочие места.
Циклическая безработица связана с цикличностью развития производства, точнее — с фазами застоя и кризиса экономического цикла, когда наблюдаются торможение и спад производства. Выход из кризиса сопровождается втягиванием в производство ранее высвобожденных и привлечением новых работников.
Безработица в современной экономике из случайного превратилась в постоянное явление. Даже состояние полной занятости немыслимо без безработицы. Уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Короче говоря, нормальный уровень безработицы при полной занятости достигается тогда, когда циклическая безработица равна нулю. Такое состояние безработицы называется естественным уровнем безработицы. Реальный объем национального производства, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики. Производимый в этих условиях валовой национальный продукт представляет собой реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при «полном» использовании ресурсов.
В экономической литературе используется понятие уровня безработицы. Он представляет собой долю безработной части рабочей силы и рассчитывается как отношение числа безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах.
У = (Количество безработных/Численность рабочей силы) * 100%.
Кроме социальных, нравственно-этических аспектов безработица имеет и весьма значимый экономический аспект. Речь идет об экономических издержках безработицы. При этом главной «ценой» безработицы выступает невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для желающих работать, общество потенциально теряет часть экономических возможностей. На это обратил внимание известный специалист в области макроэкономики Артур Оукен. С помощью математического аппарата он выразил зависимость между уровнем безработицы и объемом производимого в стране ВНП. Эта зависимость, известная как закон Оукена, показывает, насколько сокращается ВНП в случае возрастания уровня безработицы. В частности, его данные показали, что каждый процент прироста безработицы сверх естественного уровня (5—6%) сопровождается снижением ВНП на 2,5%.
Антиинфляционная политика государства.
В связи с тем, что антиинфляционная политика в первую очередь направлена на устранение причин инфляции, главными ее составляющими являются контроль и регулирование совокупного спроса и совокупного предложения.
Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение являются налогово-бюджетная и денежно- кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.
В условиях спада налогово-бюджетная политика направлена на повышение совокупного спроса путем наращивания государственных капитальных вложений, понижения налогов. Недостатками стимулирования совокупного спроса являются опасность возникновения инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита.
С помощью денежно-кредитного регулирования можно добиться замедления инфляционных процессов путем изменения ставки ссудного процента и количества денег в обращении, однако ему присуши те же недостатки, что и налогово-бюджетной политике.
Довольно эффективной временной мерой по преодолению инфляции, сопряженной со спадом, является контроль над заработной платой и ценами. Такой контроль при наличии доверия к правительственным мерам должен сократить уровень ожидаемой инфляции.
Инфляция, связанная с избыточным спросом, может сдерживаться индексацией, которая предполагает, что все долгосрочные контракты — договоры с профсоюзами о заработной плате, контракты на поставку промышленной продукции и предоставление ссуд — должны корректироваться синхронно с изменением цен. В этом случае существует вероятность более быстрой реакции темпа инфляции на замедление роста совокупного спроса.
Перечисленные выше меры воздействуют на изменение совокупного спроса с целью сдерживания темпа инфляции. Такого же эффекта можно добиться, воздействуя на совокупное предложение.
Такого рода политика получила название «концепция предложения» и включает комплекс мероприятии, важнейшим из которых является уменьшение предельных ставок налогообложения, способствующее усилению трудовой мотивации, росту сбережений и инвестиций, развитию конкуренции.
При разработке антиинфляционной политики с определенной долей условности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.
Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:
- преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. В мировой практике положительные результаты достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений
- долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы
- сокращение бюджетного дефицита и перестройка структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики
- увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии
Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:
- при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяются льготное налогообложение, приватизация государственной собственности
- для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ