Генри Джордж и налог на землю
Генри Джордж — американский экономист и обществовед XIX века. В своей книге «Прогресс и бедность» (1879) Генри Джордж призывал правительство к введению единого налога на землю, который он оценивал как средство повышения эффективности и достижения равенства членов общества. Идеи Генри Джорджа пользовались значительной поддержкой, но он проиграл на выборах мэра города Нью-Йорка в 1886 году (хотя намного опередил кандидата от республиканской партии будущего президента США Теодора Рузвельта).
Предложение Генри Джорджа о введении единого налога на собственников земельных участков было вызвано заботой о распределении экономических благ. Он порицал «шокирующее различие между чудовищным богатством и унижающей нуждой» и считал, что землевладельцы извлекают большую, чем они заслуживают, выгоду из экономического роста.
Доводы Генри Джорджа в защиту налога на землю будут более понятны, если мы используем инструменты современной экономической теории. Сначала рассмотрим спрос и предложение на рынке аренды земли. Так как иммиграция приводит к увеличению населения, а технологический прогресс — к росту доходов, то временем спрос на землю повышается. Поскольку количество земли постоянно, предложение сдающихся в аренду участков совершенно неэластично. Быстрый рост спроса и неэластичность предложения приводят к значительному увеличению равновесной ренты на землю, а значит, экономический рост делает владельцев земли еще богаче.
Рассмотрим ситуацию введения налога на землю. Большую часть налогового бремени несёт обладающая меньшей эластичностью сторона рынка. Налог на землю доводит этот принцип до крайности. Поставщики земли — землевладельцы, — стремясь максимизировать доходы, не имеют альтернативы предложению всей своей земли на рынке. Таким образом, эластичность предложения равна нулю, а налоговое бремя ложится исключительно на землевладельцев.
А как обстоят дела с эффективностью? Безвозвратная потеря от введения налога зависит от эластичности спроса и предложения. Налог на землю — крайний случай. Так как эластичность предложения равна нулю, налог на землю не изменяет рыночное распределение. Таким образом, говорить о безвозвратной потере нет оснований, а налоговые поступления правительства в точности равны потерям землевладельцев.
В теории налогообложение земли может показаться привлекательным, но его практические преимущества далеко не очевидны. Для того чтобы избежать искажения налогом на землю экономических стимулов, он должен применяться к землям, «незнакомым» с человеческим трудом, поскольку очень часто ценность земли обусловливается проведением работ по очистке её от деревьев, прокладке канализации или строительству дорог. Если вы хотите убедиться в важности работ по улучшению земли, сравните стоимость 1 га земли в Лас-Вегасе и 1 га земли в Долине Смерти. Необработанные земли в обоих случаях ничем не отличаются: и тот и другой участки находятся в пустыне, однако земля в Лас-Вегасе обладает гораздо большей ценностью в связи с улучшениями, проведенными на этом участке и в прилегающих окрестностях.
В отличие от необработанной земли эластичность предложения улучшенной земли больше 1. Если налогом облагается улучшенная земля, искажаются стимулы. Реакция землевладельцев на введение налога выразится в сокращении ресурсов, направляемых на улучшение земель.
Предложение Генри Джорджа о введении единого налога на землю не пользуется поддержкой современных экономистов. Проблема не только в налогообложении улучшенной земли. Такой налог не способен обеспечить государство достаточными для содержания армии чиновников средствами. Впрочем, многие из доводов Генри Джорджа сохраняют актуальность. Вот как оценивает их выдающийся современный экономист Милтон Фридмен:
«По моему мнению, наименее худшим налогом является налог на собственность, взимаемый с необработанной земли, о чем много-много лет назад говорил Генри Джордж».