Земельные фонды и их структура
Земельный фонд представляет собой все земельные ресурсы страны. Особенности и назначение единого земельного фонда как объекта собственности и хозяйствования определили необходимость его учета по целевому назначению, хозяйственному использованию, качественному состоянию и административно-территориальному делению.
В соответствии с целевым назначением единый земельный фонд подразделяется на шесть основных категорий:
- земли сельскохозяйственного назначения
- земли населенных пунктов
- земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения
- земли лесного фонда
- земли водного фонда
- земли государственного запаса
Кроме того, по каждому землепользователю проводится учет земель по характеру их хозяйственного использования (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища, леса, земли под водой и пр.).
За последние 20 лет в земельном фонде Республики Беларусь произошли значительные структурные изменения. Уменьшение площади земель сельскохозяйственных предприятий и граждан обусловлено в основном исключением из их состава земель, подвергшихся загрязнению радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, передачей лесов сельхозорганизаций в состав государственных лесохозяйственных предприятий, изъятием земель для размещения народнохозяйственных объектов, их передачей в состав особо охраняемых территорий.
Уменьшаются и площади сельскохозяйственных земель. За период с 1991 по 2005 г. площадь сельскохозяйственных земель аграрных предприятий и граждан сократилась на 479 тыс. га (5,1 %), т.е. ежегодно из сельскохозяйственного оборота выбывало в среднем по 36,9 тыс. га земель. Площадь пахотных земель за этот период уменьшилась на 601 тыс. га (9,9 %).
В результате проведения земельной реформы значительно расширились площади земель, находящихся во владении и пользовании граждан. Во владении крестьянских (фермерских) хозяйств на 01.01.2005 г. находилось около 148,9 тыс. га сельскохозяйственных земель, а в собственности, владении и пользовании граждан — 1279,8 тыс. га, предоставленных для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного строительства, огородничества, сенокошения и выпаса скота. За время проведения рыночных реформ площадь земель, предоставленных гражданам для этих целей, возросла более чем на 650 тыс. га.
В целом территория Республики Беларусь характеризуется большой распаханностью, в то же время высокая интенсивность использования земель сочетается со сложными природными условиями и культурно-технической неустроенностью земель. Из 9076 тыс. га сельскохозяйственных земель Республики Беларусь 8156 интенсивно используется, и в то же время 55 подвержены эрозии, 103 заболочены, около 90 заросли кустарником и мелколесьем, 550 засорены камнями, 1328,5 тыс. га загрязнены радионуклидами цезия-137 (с плотностью загрязнения более 1 Ku,/км2).
Данные о наличии земель Республики Беларусь и их распределении по категориям и основным землепользователям на 01.01.2005 г. приведены в таблице.
Таблица. Наличие земель и их использование по категориям, землевладельцам и землепользователям, тыс. га в Республике Беларусь
Категория земель, землевладельцев и землепользователей | Число землевладений | Общая площадь земель, тыс. га | В том числе сельхозугодий, тыс. га |
Из них пашня, тыс. га |
Земли сельскохозяйственных организаций | 2752 | 8717,4 | 7422,5 | 4441,6 |
Земли граждан
В том числе:
|
2 917 964
2318 1 954 656 960 667 |
1338,2
171,2 960,5 69,4 |
1279,8
148,9 908,8 66,9 |
942,7
103,0 841,7 47,7 |
Всего земель во владении и временном пользовании сельскохозяйственных организаций и граждан | 2 921 580 | 10 226,8 | 8851,2 | 5487,3 |
Земли общего пользования в населенных пунктах | 29 881 | 379,1 | 0,4 | — |
Земли запаса | 3255 | 237,0 | 40,3 | 22,9 |
Земли государственных лесохозяйственных предприятий | 97 | 6832,4 | 45,0 | 12,4 |
Земли промышленности, связи, транспорта, обороны | 38 134 | 846,4 | 21,5 | 8,6 |
Земли предприятий, организаций и учреждений природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения | 82 | 678,3 | 6,2 | 1,1 |
Земли, занятые гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями | 59 | 34,5 | 0,2 | — |
Итого | 2 993 088 | 20 759,6 | 9076,3 | 5547,9 |
В Республике Беларусь земельные фонды учитываются также и по административно-территориальному делению (по областям и районам). В составе земельного фонда АПК различают общую земельную площадь и площадь сельскохозяйственных угодий. К общей земельной площади относится вся территория, закрепленная за землепользователем, а к сельскохозяйственным угодьям — земли, пригодные и систематически используемые для ведения сельскохозяйственного производства (пашня, многолетние угодья, сенокосы и пастбища).
Структура сельскохозяйственных угодий может изменяться. Переход одного вида территории в другой называется трансформацией сельскохозяйственных угодий.
Соотношение отдельных видов земельных угодий образует соответственно структуру общей земельной площади или сельскохозяйственных угодий. Структура последних в нашей стране зависит, как правило, от зональных особенностей землепользования и имеет в связи с этим значительные различия как по областям, так и административным районам, отдельным предприятиям. Так, наибольший удельный вес пашни в составе сельскохозяйственных угодий наблюдается в Гродненской и Брестской областях (свыше 70 %), наименьший — в Витебской и Гомельской (менее 50 %).
В составе общего земельного фонда наибольший удельный вес занимают землепользования сельскохозяйственных (около 60 %), лесохозяйственных предприятий и госзапас (менее 40 %).
Основными пользователями земель сельскохозяйственного назначения являются колхозы и госхозы. На их долю приходится свыше 90 % общей площади сельскохозяйственных угодий, около 90 % — пашни и по столько же сенокосов и пастбищ.
Состав общей земельной площади и распределение сельскохозяйственных угодий по видам и землепользователям определяются ежегодно по состоянию на 1 января на основании данных специальной статистической отчетности, осуществляемой Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь. Земельное законодательство, в частности Кодекс Республики Беларусь о земле, обязывает всех землепользователей проводить эффективные меры по повышению плодородия почвы, осуществлять комплекс организационно-хозяйственных, лесотехнических, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по предотвращению ветровой и водной эрозии почв, не допускать заболачивания, загрязнения, зарастания сорняками, а также других процессов, ухудшающих состояние земель.
В современных условиях в развитых странах имеет место процесс, когда часть земель может находиться вне использования, быть законсервированной. Консервация земель происходит по двум причинам. Первая и более конъюнктурная из них заключается в проведении государственных программ регулирования объемов аграрного производства. Вторая причина более долгосрочна и связана с защитой земельных и водных ресурсов от антропогенного воздействия. Земли эрозированные, сильно загрязненные отходами животноводства или агрохимикатами, подвергшиеся техногенному воздействию других сфер человеческой деятельности (например, радиоактивному загрязнению), подлежат выведению из сельскохозяйственного оборота и соответствующей реабилитации, мелиорации.