Скрытая реклама и теория социального научения
О способности телевизионных и кинообразов влиять на формирование как негативного, так и позитивного поведения писали многие психологи. Классические эксперименты Альберта Бандуры доказывали силу влияния «социального заражения», которое воздействует на людей главным образом через информацию, потребляемую ими через телевидение.
В современном мире образы и модели поведения, тиражируемые СМИ, стали одним из главных источников социализации. Социализация (от лат. socialis — общественный) означает процесс присвоения человеком существующего в обществе социального опыта, познания системы социальных ролей через формирование личности и самосознания. По мере социализации у человека появляется возможность усвоить социальные нормы, установки, стереотипы и формы поведения, принятые в данном обществе. В данном случае, как считали Н. Миллер и Дж. Доллард, подражание, в частности образам СМИ, как объект инструментального научения является ключевым фактором в формировании феноменов социализации и конформности.
Бандура подчеркивал роль СМИ в процессах социального научения, в усвоении аудиторией моделей поведения и в дальнейшей имитации увиденного. Его эксперименты с куклой Бобо доказывали, что дети (а в дальнейшем он экспериментировал и со взрослыми людьми) склонны к копированию увиденного на экране поведения.
Суть экспериментов с куклой Бобо сводилась к следующему. Бандура снял фильм, в котором одна из его студенток с криками «Получи!» избивала куклу Бобо (надувную куклу-неваляшку в форме яйца, аналог русского ваньки-встаньки). Девушка пинала куклу, била ее молотком, напрыгивала на нее. Этот фильм Бандура показывал группе дошкольников, которым, как можно предположить, он очень понравился. После просмотра детей отпускали играть в детскую комнату, где стояла аналогичная кукла и лежали небольшие молотки. Большинство детей, имитируя поведение молодой девушки, только что увиденное ими в фильме, набрасывались на куклу, били ее молоточками, агрессивно кричали. В своих первых экспериментах Бандура фиксировал добровольно агрессивное поведение детей, что шло вразрез с положением бихевиористской теории о том, что человек действует под влиянием подкрепления. Дети просто копировали увиденное поведение. Этот психологический феномен Бандура назвал моделированием, или обучением через наблюдение. Бандура неоднократно модифицировал свой классический эксперимент: девушку в фильме наказывали или поощряли, детей поощряли за их поведение, модель менялась на более или менее привлекательную, вместо куклы Бобо использовался даже живой клоун — но из раза в раз дети имитировали увиденное в фильме поведение!
Основываясь на экспериментах А. Бандуры, можно говорить, что образы СМИ, к числу которых относятся как традиционная реклама, так и художественная видеопродукция с использованием скрытой рекламы, способны научать зрителей новым типам поведения.
Так, реклама табачных компаний провоцирует подростков всего мира к курению.
Скрытая реклама косметических фирм приучает женщин ухаживать за своей кожей, используя всевозможные кремы. Скрытая реклама производителей продуктов дает рецепты «здоровых» завтраков, обедов и ужинов.
Фармацевтические компании учат потребителей разным способам борьбы с болезнями.
Таким образом, сила влияния рекламных посланий объясняется объективными психологическими особенностями людей, склонных к копированию увиденного (будь то плохое или хорошее), подражанию своим кумирам, унификации своих вкусов и личностных проявлений из страха быть непринятыми в обществе.
Рекламные послания воздействуют на потребителя и через формирование готовых ролевых моделей, где продвигаемый продукт играет ведущую роль в имидже Героя.
Состоятельный Томас Краун («Афера Томаса Крауна») в исполнении Пирса Броснана дарит своей возлюбленной исключительно украшения марки Bulgari, приглашая это делать и других состоятельных людей, идентифицирующих себя с ним, будоража их статусные мотивы потребления. Его потребительский выбор заставляет присоединиться к нему «равных» по толщине кошелька или желающих попасть в эту потребительскую группу и одновременно дистанцироваться от других сообществ, по символическому коду «Мы одной крови».
В фильмах о Джеймсе Бонде тот же актер формирует престижное потребление через продвижение дорогих автомобилей, часов, телефонов, напитков, одежды и т. д. Потребителю предлагается готовый имиджевый пакет, подражая которому он будет в точности имитировать ролевую модель своего Кумира.
Воздействие посланий скрытой рекламы становится практически безотказным благодаря включению в фильмы и художественные произведения сцен с изображением психологического подкрепления, демонстрируемых ролевых моделей по применению к продвигаемым продуктам. Так, Джеймс Бонд на своих дорогих машинах всегда пользуется популярностью у женщин. Употребление хрупкой героиней мужского напитка виски («Мистер и миссис Смит») вызывает восторг у Брэда Питта, подкрепляя таким образом у зрителей подобную ролевую модель, а значит — стимулируя покупки продукции марки Red Label.