Урегулирование бюджета на краткосрочной перспективе
нет комментариев
Достижение контрольной цифры для дефицита государственного бюджета на 1991 г., указанной в президентском документе (2,5 — 3% от ВВП), вероятно соответствует требованиям краткосрочной стабилизации, поскольку, при соответствующем размере процентных ставок, потребуется лишь в малой степени прибегать к помощи денежного финансирования. Однако проект бюджета на 1991 г. предполагает гораздо более высокий дефицит, чем президентская цифра, и более того, даже такой высокий дефицит может быть серьезно превышен при отсутствии корректировочных мер. Это весьма прискорбно. Необходимы будут серьезные меры для гарантии выполнения госбюджета в соответствии с цифрой, указанной президентом. Мы посоветовали следующие шаги:
- Существующие налоги с оборота, которые являются клином между оптовыми и розничными ценами, должны быть незамедлительно заменены на фиксированные адвалорные налоги, подразумевающие всесторонний учет в розничных ценах любого увеличения оптовых цен на облагаемые налогом товары. При этом крайне желательно еще более усовершенствовать налог с оборота, упорядочив структуру ставок и распространив его на импорт, а также дополнить его акцизным сбором, например, на спиртные напитки, нефтепродукты, табак и предметы роскоши. Кроме дополнительных доходов в короткий срок, такие реформы заложат фундамент к введению налога на добавленную стоимость в течение двух-трех лет.
- Необходимо существенно снизить ценовые субсидии, которые по предположениям почти удвоятся в 1991г.; они должны быть значительно снижены по сравнению с их размером в 1990 г., например, путем ограничения количества субсидированных товаров.
- Предлагаемые налоги на амортизацию предприятий и переоценку материальных запасов могут быть заменены обязательной постоянной выплатой дивидентов (процент от прибыли после вычета налогов) государственных предприятий.
- Существующие налоговые льготы и исключения должны быть еще больше сокращены.
- Необходимо провести дальнейшее сокращение второстепенных расходов, включая субсидии убыточным предприятиям, расходов на оборону (которые, вероятно, даже по заниженным данным составляют около 7% ВВП и поглощают более значительную долю ресурсов, чем в других странах), а также расходов на персонал и администрацию.
- Необходимо гарантировать соответствующее финансирование предложенной новой системы пособий по безработице.