Особенности формирования рынка сахара
Одной из отличительных особенностей рынка сахара республики является то, что для производства данного продукта используется как собственное сырье (сахарная свекла), так и покупное (сахар-сырец). Кроме того, недостающее количество продукции импортируется.
Существенной особенностью рынка сахара является высокий уровень товарности сырья, что обусловлено использованием его преимущественно в производстве. Основными поставщиками фабричной сахарной свеклы являются СПК и госхозы, в то время как фермерские и ЛПХ выращивают ее преимущественно на корм скоту.
Основными факторами, определяющими ситуацию на рынке сахара, являются:
- производство сахара из собственного сырья
- объемы закупок сахара-сырца и продажи изготовленного из него продукта на внутреннем и внешнем рынках
- производство заменителей сахара
- меры государственного регулирования
- экспортно-импортная политика государства
- уровень цен на этот продукт па внутреннем рынке
- уровень цен на мировом рынке
- ограниченность платежеспособного спроса
- нестабильность курса белорусского рубля
- и др.
Процесс перехода от административно-командной экономики к рыночной предполагает изменение роли государства. Оно должно стать посредником, регулирующим рынок. Даже в условиях развитого рынка существуют объективные причины государственного вмешательства в сельское хозяйство, что связано в первую очередь с ответственностью государства за продовольственное обеспечение населения.
Рынок сахара (как и любой другой продовольственный рынок) эффективно функционирует лишь тогда, когда экономические интересы сельскохозяйственных, агросервисных, перерабатывающих и торгующих структур совпадают. Несмотря на то, что каждый из партнеров стремится достичь максимальных конечных результатов при минимальных затратах, именно на договорной основе достигается сбалансированность спроса и предложения на рынке сахара.
В республике на душу населения потребляется 34 кг сахара в год, что сравнимо с соответствующими показателями в странах Запада. По данным Минсельхозпрода республики, соотношение основных каналов потребления этого продукта следующее:
- 69 % — розничная продажа и прочие потребители
- 31 % — промышленное потребление (в том числе кондитерские изделия и хлебопечение, безалкогольные напитки, молочные продукты, консервирование и др.)
Основная часть произведенного сахара поступает в розничную сеть в нерасфасованном виде (упакованный в мешки по 50 кг). Кроме того, имеются небольшие мощности по расфасовке сахара в полиэтиленовые пакеты по 1 кг и по 10 кг на Слуцком СРК.
Таким образом, рынок сахара в республике находится на стадии формирования и имеет следующие отличи тельные черты по сравнению с развитыми рынками стран Запада:
- из-за недостаточного потребления фруктов, мяса, рыбы и других ценных пищевых продуктов сахар наряду с картофелем и животным маслом традиционно является основным источником калорий в рационе питания населения
- отсутствует индустрия сахарозаменителей, прежде всего — высокофруктозиых кукурузных сиропов и низкокалорийных подсластителей
- на низком уровне находится потребление меда — ценного подслащивающего природного продукта
- наблюдается высокий уровень потребления сахара домашними хозяйствами
Указанные выше тенденции влияют на направления функционирования и развития свеклосахарного подкомплекса республики.