Рубрика: Деловой этикет

Умение слушать

Умение слушать

Деловая обстановка в немалой степени зависит и от уважения к коллегам, умения на чем-то настоять, а в чем-то уступить, способности разрядить конфликтную ситуацию. Уважение к коллегам проявляется в умении учитывать их интересы, про­являть заботу, делать небольшие, но приятные услуги. Немало­важно и искусство слушать.

Честерфилд сказал как-то: «Никогда не старайся казаться умнее или образованней своего собеседника». Не станем вос­принимать эти слова как призыв только лишь слушать кого-то, молча соглашаясь с его мнением. Хотя случается (как это ни парадоксально), что именно умеющий слушать зачастую при­обретает репутацию блестящего собеседника. Почему? Да по­тому, что умение слушать — чрезвычайно редкое искусство, а ешё реже встречается способность воздержаться от «справки по поводу» или совета.

Это искусство необходимо для повседневных отношений в коллективе. Человек, не умеющий выслушивать другого, лишён притока необходимой информации, он все узнает по­следним, окружающие неохотно сообщают ему о своих идеях, подчиненные опасаются сообщать о допущенных ими ошиб­ках. Окружающие совершенно справедливо воспринимают такой стиль общения как проявление невнимания, неуваже­ния к их личности, что вызывает с их стороны обиды и раз­дражение. Проведенный среди 1500 менеджеров крупнейших западноевропейских компаний опрос показал, что 93% из них отнесли умение выслушивать мнение коллег и подчиненных к числу наиболее важных качеств руководителя. Оно оказа­лось на втором месте, опередив даже такое безусловно важ­ное качество, как умение принимать эффективные решения.

Уважать мнение другого, даже если оно полностью проти­воположно нашему собственному, кажется, по крайней мере в такой формулировке, просто лозунгом, добрым пожеланием. Но на самом деле это умение делает вас обладателем крупно­го козыря. И умению уважать чужую точку зрения следует учиться всю жизнь. Это вовсе не значит, что надо отказы­ваться от собственного мнения, что можно менять его в зави­симости от обстановки ,ведь вежливость никогда никого не вынуждала к малодушию. Никто не возбраняет вам высказы­вать свое мнение. Но давайте делать это спокойно, и особен­но — в такой форме, при которой несогласие с собеседником не вызовет ни осуждения, ни насмешки ни унижения. Каж­дый имеет право на свою точку зрения, давайте постараемся не перебивать партнёра по беседе выражениями типа: «И ре­чи быть не может.», «Ошибаетесь!», «Вы неправы!», «Это не имеет отношения к делу!». Допуская их, мы не только погре­шим против хорошего тона, но и рискуем получить щелчок всякий раз, как станем излагать свои доводы. Наши же слова бумерангом вернутся к нам.

Есть куда более деликатные и эффективные способы до­нести до собеседника свою точку зрения. Можно, например, выслушав его, вежливо сказать: «Простите, пожалуйста, но мне кажется, что по вопросу о…».

А главное — никогда не надо перебивать.
Сколько раз случалось, что в конце своей речи человек вносил какие-то по­правки, свидетельствовавшие о сходстве прежде казавшихся противоположными мнений!

Впрочем, прерывать говорящего вообще не стоит. Нет мыс­ли такой важной и такой срочной, чтобы нельзя было бы по­терпеть несколько секунд и дождаться, пока собеседник за­кончит фразу.

При беседе не держите руки в карманах, не упирайте их в бока и не закладывайте за спину. Не надо также бараба­нить пальцами по подлокотнику кресла или по краю стола, не следует касаться рукой собеседника, например, хватая его за пуговицу пиджака. Сидя в кресле или на стуле, не разваливайтесь, держитесь прямо, причем постарайтесь не болтать ногами и не класть их одна на другую.

Ноги созданы не для того, чтобы закрутить их вокруг но­жек кресла и таким образом навеки в кем закрепиться. Нуж­но сесть удобно, это само собой разумеется, но в спокойной позе. Остерегайтесь неосторожных и слишком размашистых жестов, не играйте пальцами. Не подходите слишком близко к собеседнику и даже во время самого оживленного разговора не трогайте его.

Во время беседы деловые люди не суют в рот ни каран­даш, ни спичку, ни (тем более) зубочистку. Они вынимают изо рта сигарету, трубку или сигару, прежде чем начать го­ворить.

Кашлять, чихать нужно по возможности сдержанно, при­крываясь рукой. Такой же скромности нужно ожидать от собе­седника, который притворится, что ничего не заметил. Следова­тельно, абсолютно излишне сопровождать чиханье пожеланием «будьте здоровы» или каким-то аналогичным. Впрочем, из Анг­лии распространился обычай, чихнув, прошептать «простите», что делает инцидент исчерпанным.

Не смотреть на собеседника — значит быть невежливым по отношению к нему.
Однако это не означает, что следует впиваться в него взглядом или назойливо его рассматривать. Поддерживают связь с собеседником жестом, движением тела, коротким взглядом или кивком головы.

Самый ожесточенный спор не мешает вам дружески улыб­нуться собеседнику. Улыбка — ключ к сердцу, не станем ску­питься на неё. Но давайте воздерживаться от слишком громко­го или слишком долгого смеха и давайте не будем смеяться над маленькими промахами, которые могут совершить другие. Мы от этого тоже не застрахованы, поэтому лучше обезопасить себя от ответного удара.

Comments are closed .