Рекомендации по управлению конфликтами
нет комментариев
Участнику конфликта, особенно руководителю, можно предложить:
- Прежде всего, нельзя откладывать решение назревшего конфликта. Это загоняет проблему вглубь, лишает людей душевного равновесия, вызывает нежелательные последствия для здоровья и психики.
- Если в результате анализа выясняется, что конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором, так как при сознательном участии в конфликте возможности управления ситуацией значительно выше по сравнению со стихийно возникшим.
- Развивайте способность предугадывать мотивы поведения людей. Вскрывайте за мнимыми причинами конфликта подлинные.
- Используйте приемы владения собой, чтобы контролировать собственные эмоции.
- Старайтесь локализовать конфликт, то есть не превращайте его в тотальное наступление ради достижения победы любой ценой.
- Стремитесь искренне и серьезно понять точку зрения другого, не отвергая ее сразу и резко, а давая возможность высказаться.
- Пользуйтесь в полемике только надежными аргументами, так как опровержение хотя бы одного из них ставит под сомнение остальные.
- Избегайте чрезмерной концентрации на самозащите, ибо включение психологических механизмов защиты не позволяет своевременно заметить изменения в поведении противника и в общей ситуации.
- Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику.
- Можно не быть активной стороной в конфликте, но обязательно нужно удержать за собой инициативу, диктуя: эмоции (в первую очередь – спокойствие), тему разговора, языковой стиль, роли, степень соблюдения «правил игры».
- Помните, что в основе этих правил поведения в конфликте лежит общий закон отклика или взаимности: человек склонен относиться к окружающим людям так, как они относятся к нему.
Личные конфликты сотрудников отражаются на их работе в производстве. В основном это отклонения от нормы в поведении.
- Заметно снижается заинтересованность всегда трудолюбивого и активного сотрудника.
- Работник становится критически настроенным (иногда ворчливым) по отношению ко всему и всем, включая себя.
- Повышается «температура» его реакций. Он защищается и тогда, когда его никто не атакует.
- Сотрудник часто пребывает в плохом настроении, отказывается от общения, его поведение становится неколлегиальным.
- Он делает гораздо больше мелких ошибок, чем обычно, становится невнимательным, теряет способность сосредоточиваться.
- Он затрудняется в поиске формулировок, не стремится к публичным высказываниям.
- По сравнению с недавним прошлым он становится тихим, погруженным в себя. Иногда даже в процессе разговора он оказывается где-то далеко.
- Учащаются случаи отсутствия его на работе, в том числе и по болезни.
- С ним происходят различные «несчастные случаи».
- Сотрудник часто становится неаккуратным.
Естественно, это далеко не полный перечень. Предполагается, что руководитель достаточно хорошо знает своих сотрудников, так как в конечном счете это его обязанность и необходимая основа профилактики любых конфликтов.