Делегирование полномочий менеджменту. Усиление роли менеджмента
Делегирование полномочий собственником является источником усиления роли менеджмента в организации. Конкретные формы власти и полномочия менеджеров, органов управления и системы управления организацией в целом определяются собственником (собственниками) при создании организации (предприятия, общества, корпорации) с учетом действующего законодательства и формы собственности.
Делегирование властных полномочий менеджменту направлено на обеспечение профессиональной организации деятельности, управление созданной (либо приобретенной) собственником организации при осуществлении предпринимательской деятельности.
Делегирование как термин, используемый в теории организационного управления, означает передачу задач и полномочий конкретным органам управления, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Структура и полномочия формируемых органов управления организацией регламентируются законодательно и применительно к конкретным организационно-правовым формам юридических лиц. Влияние формы собственном и на полномочия, делегируемые собственником, учитывается через ограничение возможных форм (видов) создаваемых юридических лиц применительно к государственной форме собственности и к условий принятия решений в случаях долевого участия государства в собственности организации.
При делегировании властных полномочий предусматривается формирование собственником соответствующих органов управления организацией, установление порядка участия представителей собственника в формируемых органах управления и определение порядка принятия решений, затрагивающих интересы собственника.
Установление собственником прав, обязанностей и ответственности органов управления включает:
- определение обязанностей конкретных органов управления и конкретных руководителей по осуществлению деятельности организации
- делегирование властных полномочий, необходимых для успешной реализации этой деятельности
- установление ответственности за выполнение порученной работы и достижение результатов, приносящих ожидаемую выгоду
Определение обязанностей конкретных органов управления определяется их назначением и функциями, установленными законодательством применительно к определенным формам юридических лиц, создаваемых собственником для осуществления предпринимательской и иной деятельности. Перечень таких органов управления для основных форм коммерческих организаций приведен в таблице.
Органы управления основных форм коммерческих организаций
Организационно-правовая форма | Орган управления |
Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью | Общее собрание участников.
Исполнительный орган (коллегиальный и/или единоличный) |
Акционерное общество | Общее собрание акционеров.
Совет директоров (наблюдательный совет). Правление (дирекция) и/или директор, генеральный директор |
Производственный кооператив | Общее собрание членов кооператива. Наблюдательный совет. Правление и/или его председатель |
Унитарное предприятие | Руководитель (директор, генеральный директор) |
Корпорация | Соответствуют акционерному обществу, контроль деятельности корпорации возложен на Совет директоров и Правление, которые выступают как доверенные лица избравших их акционеров. Органы управления самостоятельных структурных подразделений корпорации формируются применительно к форме создаваемого юридического лица |
Полномочия и власть органов управления. Делегируемые собственником полномочия менеджменту организации находятся во взаимосвязи с понятием власти ее конкретных органов управления. При этом полномочия дают ограниченное право органам управления принимать определенные решения и действовать определенным образом, в то время как власть представляет реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию в организации.
Пределы полномочий органов управления предприятий государственной и частной форм собственности определяют конкретные ограничения предоставленного права распоряжаться определенными ресурсами организации и направлять конкретных (подчиненных) сотрудников на выполнение делегируемых задач. Внутри организации эти пределы определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями.
Кроме того, существует много внешних ограничений на полномочия и их делегирование. В том числе законодательство запрещает сознательно делегировать полномочия, которые могут привести к травмам персонала, а также использовать ресурсы организации для подкупа или политических целей. Во многих случаях полномочия определенным органам управления определяются традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями. Не могут делегироваться полномочия, которые противоречат законам и нравственным ценностям общества.
Ответственность представляет собой обязательство менеджмента выполнять возложенные на него задачи и отвечать за их успешное выполнение. Принятие ответственности означает, что менеджмент отвечает за результаты выполнения возложенных на него задач перед собственником (собственниками), который делегировал властные полномочия, своим материальным благополучием, имиджем и карьерным ростом соответствующих руководителей. Делегирование полномочий собственником предусматривает, что менеджмент принимает на себя ответственность за реализацию определенной предпринимательской деятельности, рост капитала собственника, а также обеспечение социальной ответственности менеджмента, организации и собственника.
Важным элементом определения ответственности менеджмента является четкое установление полномочий, делегируемых собственником (собственниками) конкретным органам управления организации и руководителям (менеджерам), и установление не менее четкой их ответственности за результаты деятельности организации и эффективное использование имущества собственника. Эти отношения формализуются контрактом (контрактами), предусматривающим также соответствующее вознаграждение за конкретные результаты организации.
Усиление роли менеджмента для достижения успеха предприятия определяется ростом требований к профессионализму управляющих (менеджеров) и необходимостью развития организаций с целью обеспечения их устойчивого функционирования в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке. Как отмечалось, в условиях глобализации эффективное управление (эффективный менеджмент) и высокий профессионализм менеджеров являются важным конкурентным преимуществом предприятий и корпораций. Формирование и удержание этого преимущества является важной составляющей эффективной деятельности предприятия на рынке.
Достижение успеха предприятия в условиях глобализации требует постоянных инноваций в управлении предприятием и конкретным бизнесом, в совершенствовании производства и обслуживания потребителей с целью повышения уровня удовлетворения их требований и ожиданий. Развитие организаций, в свою очередь, связано с совершенствованием организации работ и управления, направленных на сокращения сроков разработки и внедрения на рынок новых продуктов, способных приносить желаемые выгоды в длительном периоде. При этом следует учитывать сильное влияние на результаты деятельности предприятия конкурентов, результатов развития НТП и других факторов инновационного развития производства, повышения его производительности и качества. Важным элементом усиления роли менеджмента является развитие управления персоналом и формирование высокого интеллектуального потенциала трудовых ресурсов предприятия.