Торговые марки при социализме
В пользу торговых марок говорит и опыт бывшего Советского Союза, в котором «невидимую руку рынка» пытались подменить центральными государственными органами планирования. Интересно, что они, так же как и потребители в свободной рыночной экономике, прекрасно понимали, что зарегистрированые торговые марки — дополнительная гарантия качества продукции.
В статье, опубликованной в Journal of Political Economy в 1960 году, Маршалл Голдмэн, эксперт по социалистической экономике, так описывал советский опыт:
В Советском Союзе цели производства формулируются исключительно в количественном или стоимостном выражении. Жертвой обычно становится качество товаров… В числе методов, используемых Советами для разрешения проблемы, особый интерес для нас представляет один — преднамеренная дифференциация продукции… Каждая социалистическая фирма имеет собственное название. Всякий раз, когда это физически возможно, фирма обязана обозначать себя «производственной маркой» на самом товаре или его упаковке.
В продолжение статьи Маршалл Голдмэн цитирует аналитическую записку советского эксперта по торговле:
Она [торговая марка] позволяет легко установить фактического производителя изделия в случае, если необходимо вызвать его «на ковер», чтобы отчитать за низкое качество товаров. По этой причине торговая марка — один из наиболее эффективных видов оружия в борьбе за качество продукции… Торговая марка позволяет потребителю выбрать понравившийся ему товар… Другие предприятия вынуждены улучшать качество продукции в соответствии с требованиями потребителя.
Маршалл Голдмэн отмечает, что «аргументы являются вполне ясными и звучат так, как-будто ими оперирует какой-нибудь «буржуазный апологет»».