Конспект экономиста:)

Меню

Сущность маркетинга

1 комментарий

Хрестоматийной является истина, что слово «маркетинг» про­исходит от английского слова «маркет» (market), и поскольку «маркет» означает рынок, делается вывод о том, что маркетинг — это такая система хозяйствования, которая ориентирована на рынок, на потребителя, на изучение его запросов и интересов.

Но слово market как глагол в английском языке имеет еще и такие значения, как продавать, сбывать, находить рынок сбыта, а также торговать, т.е. покупать или продавать на рынке.

Как видно из приведенного перечня, отглагольное существи­тельное marketing имеет гораздо более широкий смысл, чем просто рыночная ориентация. Очень интересно также то, что глагол означает не только «продать», но и «купить», т.е. предполагает опреде­ленные маркетинговые действия со стороны не только продавца, но и покупателя.

Мудрые люди говорят, что дать определение какому-нибудь слож­ному явлению — это уже наполовину его понять. Отсюда и извеч­ная борьба в науке за выверенность и точность формулировок. Тем более это утверждение справедливо тогда, когда речь идет о марке­тинге. Из сказанного ранее очевидно, что маркетинг — явление сложное, многоплановое, и что самое главное, динамичное, охва­тывающее огромный спектр самых разных видов человеческой дея­тельности. Этим объясняется невозможность дать полную, адекват­ную его сущности, принципам и функциям характеристику.

Полифункциональная по своей сущности и содержанию роль маркетинга породила множество его определений (около 2000). Ха­рактеризуя место маркетинга в хозяйственном мышлении и дело­вой практике современного капитализма, один из его ведущих те­оретиков Питер Друкер пишет:

«Маркетинг не является функцией бизнеса, а представляет собой взгляд на всю сферу экономики, включающую в себя производство и услуги. Все, что делается в мире бизнеса представляет собой маркетинг или включается в это понятие».

Л. Роджер в своей работе «Сущность маркетинга» пишет, что необходимо отличать маркетинг как определенную концепцию от маркетинга как комплекса разнообразных видов деятельности, осу­ществляемых специалистами, и маркетинг как образ мышления — от маркетинга как образа действия.

Маркетинг должен начинаться с принятия концепции, которая характеризует не виды деятельности, а их цель, ибо если фирма приняла эту концепцию, то она может использовать самые разные формы организации работы в области маркетинга в зависимости от конкретных внутренних обстоятельств и тех высших условий, в ко­торых действует фирма.

Одно из первых официальных определений концепции марке­тинга дал Джон Маккиттерик, президент фирмы «Дженерал элек­трик»:

«Концепция маркетинга — это интегрированная, ориенти­рованная на потребителя и прибыль философия бизнеса».

Роль концепции маркетинга в успешной деятельности фирмы Питер Друкер сформулировал следующим образом:

«Если мы хо­тим знать, что такое бизнес, мы должны начать с его цели… суще­ствует лишь одно достоверное определение цели бизнеса — создание потребителя. То, что какая-либо фирма думает о своей продук­ции, не самое главное, особенно для будущего бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем он видит ее ценность — вот что имеет решающее значение, определяет сущ­ность бизнеса, его направленность и шансы на успех».

А вот как определяет маркетинг АМА (American Marketing Association) — Американская ассоциация маркетинга, имеющая в данной сфере наибольший авторитет и одобрившая в 1985 году следу­ющую достаточно четкую формулировку:

«Маркетинг представля­ет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообра­зования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг посред­ством обмена, удовлетворяющего потребности отдельных лиц и организаций».

Эта трактовка маркетинга выделяется тем, что предполагает ис­пользование маркетинга не только в предпринимательской, но и в некоммерческой деятельности, относит маркетинг не только к про­дукции, но и к услугам и даже к идеям.

Более широкий интегрированный характер носит определение маркетинга, которое предлагается американскими маркетологами Джоэлем Эвансом и Барри Берманом:

«Маркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, орга­низации людей, территории и идеи посредством обмена».

Нам пока еще трудно представить себе, как следует реализовы­вать маркетинговые принципы в отношении обмена людьми, тер­риториями, однако такая расширительная трактовка маркетинга, безусловно, может помочь не только глубже понять, но и практи­чески перейти на системное использование этих принципов.

Широкое распространение получило и определение маркетин­га, сформулированное одним из крупнейших специалистов в обла­сти маркетинга. Филиппом Котлером, профессором Северо-Западного университета США, сумевшего в своих капитальных трудах выстроить в логической последовательности основные сведения обо всех без исключения сторонах маркетинговой деятельности. Он оп­ределяет маркетинг как «вид человеческой деятельности, направлен­ный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».

По мнению автора, определение, которое наиболее полно и точно отражает современное содержание маркетинга, предложено Ф. Котлером в 1984 году:

«Маркетинг есть социальный процесс, посред­ством которого отдельные индивиды и группы получают то, в чем нуждаются и чего желают на основе создания и обмена одних това­ров и стоимостей на другие».

Все, что было сказано до сих пор о маркетинге, является лишь попыткой популярно объяснить некоторые аспекты маркетинговой деятельности. На самом же деле маркетинг — это сложнейшее, мно­гоплановое явление, возникшее в результате развития такой суперсложной системы, которой является рыночное хозяйство. Так что же такое маркетинг?

Маркетинг — это рыночная философия, стратегия, тактика мыш­ления и действия всех субъектов рыночных отношений, причем не только производителей, посредников в коммерческой деятельнос­ти, но и потребителей, а также поставщиков, практических эконо­мистов, ученых, целых организаций, вплоть до правительственных органов. Маркетинг можно определить как научно-прикладную дис­циплину, как вид профессиональной деятельности, как систему управления, как образ мышления, стиль поведения, комплекс кон­кретных функций и т.д. Простой анализ и учет особенностей и тре­бований рыночной ситуации будут первой ступенью маркетинга, но, в конечном счете, он не может не выходить на проблемы прогнозирования и активного формирования спроса. Маркетинг дина­мичен, изменчив в зависимости от сферы своего применения, вре­мени действия, параметров окружающей рыночной среды и, ко­нечно же, от интересов целевых потребительских групп. Маркетинг не может быть набором рецептов, мозаикой навыков активности, он продуктивен лишь при условии комплексности и системности его использования.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)