Конспект экономиста:)

Меню

Российский бюджет

нет комментариев

В условиях командно-административной системы управления в бывшем Советском Союзе государственный бюджет представлял собой основной фи­нансовый план образования и использования общего фонда де­нежных средств. Эти средства расходовались для выполнения ди­рективного плана социально-экономического развития народного хозяйства. Бюджет и план составлялись и утверждались одновре­менно и во взаимной увязке.

Основными источниками государственных финансов были платежи предприятий в форме налога с оборота (правительство устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обес­печивало надежное поступление денег в бюджет) и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70%). Подоходный налог с населения составлял менее 10% доходной части бюджета.

Финансирование народного хозяйства осуществлялось почти целиком за счет бюджета. Именно из него направлялись денеж­ные средства на новое капитальное строительство, научно-техни­ческий прогресс и совершенствование пропорций воспроизвод­ства. Государственные финансы расходовались на организацию здравоохранения, образование, подготовку кадров, жилищно-ком­мунальное строительство, социальное обеспечение и иные соци­ально-культурные нужды.

Но такое предельно централизованное использование основ­ной части денежных средств общества для выполнения директив­ных заданий плана имело те же непреодолимые недостатки, кото­рые присущи командно-административной системе в целом.

С самого начала преобразований национального хозяйства воз­никли серьезные проблемы и противоречия в бюджетном регули­ровании макроэкономики.

В первую очередь они коснулись организации бюджетной ра­боты. В 1992 и 1993 гг. федеральные бюджеты были приняты не до наступления бюджетного года, а в момент его окончания — в декабре соответствующего года. Это произошло из-за запоздалой подготовки бюджетов, отсутствия научного прогнозирования (в особенности предвидения динамики инфляции) и других причин. О недоработанности бюджета свидетельствовало, в частности, то, что расходы в нем делились на «защищенные» (полностью обес­печенные ресурсами) и «незащищенные» (выполнение которых зависело от возможного поступления дополнительных доходов).

Очень острым явилось противоречие между экономическими и социальными целями бюджета. Ужесточение кредитно-денеж­ной политики в соответствии с требованиями Международного валютного фонда (снижение темпов инфляции — условие предо­ставления кредитов этого фонда для сбалансирования бюджета) сопровождалось уменьшением социальной ориентации бюджета. В нем не предусматривались необходимые меры по улучшению материального положения основной части населения (не прово­дилась должная индексация заработной платы и пенсий, «замора­живалась» доля расходов на выплату заработной платы и пособий населению и т.п.). Не случайно размер реальной заработной пла­ты неуклонно снижался.

Ежегодно составлялся нереальный бюджет, что было видно из итогов его выполнения. Так, в 1997 г. фактически было собрано доходов 74% к утвержденному бюджету, а расходы составили 77%.

В целях регулирования денежного обра­щения и ликвидации бюджетного дефицита государство прибега­ет к выпуску государственных ценных бумаг. В 1994 г. дефицит бюджета в России возрос до 10,7% к валовому внутренне­му продукту. Под этим предлогом с 1994 г. Банк России и прави­тельство наладили нарастающий выпуск государственных крат­косрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ): с 20 трлн руб. в 1994 г. до 605 трлн руб. в 1997 г. Для привлечения инвесторов рыночная доходность этих ценных бу­маг в отдельные месяцы, например, в 1996 г. доходила до 120 — 200% годовых. Совершенно очевидно, что выпуск ГКО и ОФЗ ис­пользовался для спекулятивной наживы. Собранная выручка от продажи этих бумаг лишь в сравнительно небольшой части (от 5 до 60%) поступала в бюджет. Вместе с тем объем государственного внутреннего долга по ГКО и ОФЗ возрос с 11 трлн руб. в 1994 г. до 237 трлн руб. в 1996 г. Стала действовать так называемая «фи­нансовая пирамида». В ней выплаты больших процентов по цен­ным бумагам осуществлялись за счет все большего привлечения инвесторов — как отечественных, так и иностранных.

В итоге все более усиливался угрожающий противоестествен­ный процесс: эмиссия ГКО—ОФЗ не только не помогла уменьшить бюджетный дефицит, но, напротив, сама потребовала увеличения доли бюджета, предназначенной для погашения государственного долга по ценным бумагам. Разразился огромной силы финансо­вый кризис. Он подорвал бюджет страны, всеобщее доверие к го­сударственным ценным бумагам, породил кризис банковской си­стемы и вызвал многократное обесценение рубля.

Осуществление созидательных задач развития экономики страны потребовало разработки новой бюджетной политики на 2001 г. и на среднесрочную перспективу. Сейчас эта политика рег­ламентируется Бюджетным кодексом РФ, вступившим в действие с 1 января 2000 г.

Стратегические направления бюджетной политики

В качестве главных стратегических направлений бюджетная политика предусматривает:

  • а) снижение налоговой нагрузки на экономику, в частности, уменьшение налоговых ставок, отмену неэффективных и оказы­вающих отрицательное влияние на экономическую деятельность налогов и льгот. Так, например, налог на доходы физических лиц снижен до 13%, налог на прибыль организаций до 24 %
  • б) упорядочение государственных обязательств с учетом ре­альных возможностей бюджета и при твердой гарантии социаль­ной поддержки наиболее нуждающимся гражданам
  • в) концентрацию финансовых ресурсов на решении приори­тетных задач. Такими приоритетами являются: обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, совершенствование судебной системы, воспроизводство научного потенциала, разви­тие социальной сферы. К числу важнейших приоритетов отнесе­на борьба с бедностью (имеется в виду треть населения, у кото­рого денежные доходы ниже прожиточного уровня)
  • г) снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнк­туры (текущего состояния) мировых цен; поддержка предприя­тий, выходящих на мировой рынок с готовой продукцией высоко­го качества
  • д) создание эффективной системы управления государствен­ными финансами, в том числе перевод бюджетов всех уровней на казначейское исполнение, позволяющее обеспечить контроль общества за использованием бюджетных ресурсов. Под казначей­ством подразумевается специальный правительственный финан­совый орган, который ведает кассовым исполнением государ­ственного бюджета. Он организует взимание доходов государства и отпускает средства на расходы, предусмотренные бюджетом

Положительный результат новой бюджетной политики состоит в том, что впервые достигнут бюджетный профицит. Это позволи­ло государству полностью выполнять все бюджетные платежи, а дополнительные доходы направлять на решение первоочередных задач.

Повышение эффективности функционирования бюджетной системы России позволит улучшить ее финансовые отношения с другими государствами.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)