Конспект экономиста:)

Меню

Сравнительный анализ правовых форм взаимодействия с инвесторами в Республике Беларусь и странах единого экономического пространства (часть 2)

нет комментариев

Рассмотрим следующую форму взаимодействия с инвесторами, предусмотренную законодательством Российской Федерации, — соглашение о государственно-частном партнерстве.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 224-ФЗ) соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве — это гражданско-правовой договор между публичным партнером и частным партнером, заключенный на срок не менее чем три года.

Стороны в соглашении о государственно-частном партнерстве представлены публичным партнером и частным партнером. На стороне публичного партнера выступают публичные образования — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. В отличие от Республики Беларусь на стороне частного партнера могут выступать только российские юридические лица.

По соглашению частный партнер обязуется создать полностью или частично за счет собственных либо привлеченных средств являющиеся объектом соглашения, технологически связанные между собой недвижимое имущество и (или) недвижимое имущество и движимое имущество, осуществлять эксплуатацию и (или) техническое обслуживание такого имущества, а публичный партнер обязуется предоставить частному партнеру права владения и пользования им для осуществления указанной в соглашении деятельности и обеспечить возникновение права собственности частного партнера на объект соглашения (часть вторая статьи 12 Федерального закона N 224-ФЗ).

В части первой статьи 7 Федерального закона N 224-ФЗ установлен закрытый перечень объектов соглашения о государственно-частном партнерстве, объектов соглашения о муниципально-частном партнерстве. Причем объектом соглашения из указанного перечня может быть только имущество, в отношении которого законодательством Российской Федерации не установлена принадлежность исключительно к государственной, муниципальной собственности или запрет на отчуждение в частную собственность либо на нахождение в частной собственности (часть вторая статьи 7 Федерального закона N 224-ФЗ).

Согласно части пятой статьи 5 Федерального закона N 224-ФЗ порядок исполнения органами и юридическими лицами, выступающими на стороне публичного партнера, отдельных прав и обязанностей публичного партнера, объем и состав этих прав и обязанностей определяются соглашением на основании решения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства.

В соответствии с частью первой статьи 3 Федерального закона от 28.11.2011 N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» по договору инвестиционного товарищества двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли.

Сторонами договора инвестиционного товарищества могут быть коммерческие организации, а также некоммерческие организации постольку, поскольку осуществление инвестиционной деятельности служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Физические лица не могут являться сторонами договора инвестиционного товарищества.

Договор инвестиционного товарищества считается заключенным, а внесенные в данный договор изменения считаются вступившими в силу со дня нотариального удостоверения данного договора или внесенных в него изменений (части третья, одиннадцатая статьи 3 вышеуказанного Федерального закона).

В настоящее время в Российской Федерации активно используется кластерная система взаимодействия.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» под промышленным кластером понимается совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.

Требования к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, а также Правила подтверждения соответствия промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера требованиям к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 N 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров».

Кроме того, в подпункте б) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2010 N 282 «О национальной нанотехнологической сети» упоминается научно-производственный кластер — договорная форма кооперации организаций, обеспечивающих и осуществляющих целенаправленную деятельность по разработке, производству и продвижению продукции наноиндустрии на внутренние и внешние рынки высокотехнологичной продукции, обеспечивающих создание, производство и продвижение на рынок высоких технологий конкурентоспособной продукции наноиндустрии, с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

В соответствии со Стратегией развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.10.2009 N 965, выделяется также фармацевтический кластер — это группа географически локализованных взаимосвязанных инновационных фирм — разработчиков лекарств, производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Отличительным признаком эффективно действующих кластеров является выход инновационной продукции.

В Республике Казахстан правовыми формами взаимодействия инвестора и государства являются:

  • инвестиционный контракт;
  • договор концессии;
  • договор государственно-частного партнерства.

В соответствии с пунктом 1, частью первой пункта 3 статьи 294, частями первой — третьей статьи 284 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан инвестиционным контрактом является договор на реализацию инвестиционного проекта, предусматривающий осуществление инвестиций и предоставление инвестиционных преференций.

Инвестиционные проекты делятся на три вида:

  • инвестиционный проект — комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств, включая производства, созданные, расширенные и обновленные в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта;
  • инвестиционный приоритетный проект — проект, реализуемый вновь созданным юридическим лицом по определенным приоритетным видам деятельности и предусматривающий осуществление инвестиций в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя;
  • инвестиционный стратегический проект — проект, входящий в перечень, определяемый Правительством Республики Казахстан, и способный оказать стратегическое влияние на экономическое развитие Республики Казахстан.

Срок действия инвестиционного контракта определяется сроком действия инвестиционных преференций.

Инвестиционный контракт заключается с учетом положений модельного контракта на реализацию инвестиционного проекта, предусматривающего осуществление инвестиций и предоставление инвестиционных преференций, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 14.01.2016 N 13 «О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инвестиций».

Концессионные отношения на территории Республики Казахстан основываются на договоре концессии.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 07.07.2006 N 167-III «О концессиях» (далее — Закон Республики Казахстан N 167-III) под концессией понимается деятельность, направленная на создание (реконструкцию) и эксплуатацию объектов концессии, осуществляемая за счет средств концессионера или на условиях софинансирования концедентом.

В концессию могут передаваться объекты социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения во всех отраслях (сферах) экономики, за исключением объектов, которые входят в состав перечня объектов, не подлежащих передаче в концессию, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 05.03.2007 N 294 (в частности, земля (за исключением передачи права землепользования в целях реализации договора концессии), воды, растительный и животный мир, особо охраняемые природные территории, организации и объекты военно-технического назначения, необходимые для обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан, магистральная железнодорожная сеть, судоходные водные пути, маяки, устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства, водохозяйственные сооружения, имеющие особое стратегическое значение, организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере службы крови, профилактики вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) или синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), организации медицины катастроф, объекты исторического и культурного наследия, находящиеся под охраной государства) (статья 4 Закона Республики Казахстан N 167-III).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 21-1 Закона Республики Казахстан N 167-III договор концессии заключается в следующих видах:

  • договор концессии, предусматривающий создание концессионером объекта концессии с последующей передачей объекта концессии в собственность государства;
  • договор концессии, предусматривающий совместную деятельность концессионера и концедента по созданию (реконструкции) и эксплуатации объекта концессии;
  • договор концессии, предусматривающий передачу объекта концессии, находящегося в государственной собственности, в доверительное управление либо в имущественный наем (аренду) концессионеру в целях реконструкции и эксплуатации;
  • договор концессии, предусматривающий передачу объекта концессии, находящегося в собственности концессионера, в имущественный наем (аренду) концеденту либо уполномоченному им лицу, в том числе с правом выкупа объекта концессии концедентом.

Договор концессии может включать элементы одного или нескольких видов договоров, а также элементы иных договоров, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, направленных на создание (реконструкцию) и эксплуатацию объекта концессии.

Концедентом является Республика Казахстан, от имени которой выступает Правительство Республики Казахстан или местный исполнительный орган, а также уполномоченные им на заключение договора концессии государственные органы. Концессионерами могут быть физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и (или) юридические лица, за исключением государственных учреждений и субъектов квазигосударственного сектора, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству (кроме организаций по финансированию концессионных проектов), в том числе осуществляющие свою деятельность на основе договора о совместной деятельности (простое товарищество) (подпункты 4, 5 статьи 1 Закона Республики Казахстан N 167-III).

Пунктом 3 статьи 7 Закона Республики Казахстан N 167-III предусмотрено, что плата за доступность объекта концессии может применяться только в отношении концессионных проектов, относимых к категории социально значимых.

Договор концессии заключается на срок до тридцати лет (пункт 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан N 167-III).

Законодательством Республики Казахстан предусмотрено, что концессионные договоры концессии заключаются по типовым формам таких договоров.

Отношения, связанные с концессией в сфере недропользования, регулируются и осуществляются в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.06.2010 N 291-IV «О недрах и недропользовании».

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 вышеназванного Закона для проведения операций по недропользованию применяются следующие виды контрактов:

  • для проведения разведки — контракт на разведку;
  • проведения разведки лицом, которому право на разведку предоставляется в упрощенном порядке, — типовой контракт на разведку;
  • проведения добычи — контракт на добычу;
  • проведения совмещенной разведки и добычи — контракт на совмещенную разведку и добычу;
  • проведения строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей, — контракт на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей;
  • проведения государственного геологического изучения недр — контракт (договор) на государственное геологическое изучение недр.

В соответствии с частью второй пункта 3 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 31.10.2015 N 379-V «О государственно-частном партнерстве» (далее — Закон Республики Казахстан N 379-V) контрактное государственно-частное партнерство реализуется посредством заключения договора государственно-частного партнерства, в том числе в следующих видах:

  • концессии;
  • доверительного управления государственным имуществом;
  • имущественного найма (аренды) государственного имущества;
  • лизинга;
  • договоров, заключаемых на разработку технологии, изготовление опытного образца, опытно-промышленное испытание и мелкосерийное производство;
  • контракта жизненного цикла (договора государственно-частного партнерства, предусматривающего полный цикл работ по проектированию, строительству, созданию, реконструкции, модернизации и эксплуатации (включая ремонт и содержание) объекта государственно-частного партнерства, реализации произведенных товаров, работ и услуг, а также обязательства по обеспечению соответствия объекта государственно-частного партнерства установленным технико-эксплуатационным показателям в течение всего срока действия договора государственно-частного партнерства);
  • сервисного контракта (договора государственно-частного партнерства, предусматривающего оказание услуг по обслуживанию объекта государственно-частного партнерства);
  • иных договоров, соответствующих признакам государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство осуществляется во всех отраслях (сферах) экономики. При этом не могут быть переданы для реализации государственно-частного партнерства объекты, включенные в перечень объектов, не подлежащих передаче для реализации государственно-частного партнерства, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 14.01.2016 N 172 (в частности, земля, воды, растительный и животный мир, особо охраняемые природные территории, имущество и организации специальных государственных органов, необходимые для обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан, военное имущество, магистральная железнодорожная сеть, судоходные водные пути, маяки, устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства, морские терминалы, организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере службы крови, профилактики ВИЧ / СПИД, организации медицины катастроф, объекты историко-культурного наследия, находящиеся под охраной государства).

Договор государственно-частного партнерства — письменное соглашение, определяющее права, обязанности и ответственность сторон договора государственно-частного партнерства, иные условия договора государственно-частного партнерства в рамках реализации проекта государственно-частного партнерства (подпункт 16 статьи 1 Закона Республики Казахстан N 379-V).

Как следует из содержания статьи 5 Закона Республики Казахстан N 379-V, сторонами договора государственно-частного партнерства являются государственный партнер и частный партнер. Сторонами договора государственно-частного партнерства могут также выступать финансовые и иные организации, предоставляющие финансирование проекта государственно-частного партнерства, а также операторы отрасли.

Определение частного партнера осуществляется по результатам конкурса, в том числе в упрощенном порядке и с использованием двухэтапных процедур, либо прямых переговоров.

Определение частного партнера в упрощенном порядке проводится исключительно для местных проектов государственно-частного партнерства (при этом стоимость объекта государственно-частного партнерства не должна превышать четырехмиллионного месячного расчетного показателя). К такому конкурсу допускаются потенциальные частные партнеры из реестра потенциальных частных партнеров, формируемого Национальной палатой предпринимателей, без проведения квалификационного отбора (пункты 1, 2 статьи 43 Закона Республики Казахстан N 379-V).

Согласно пункту 2 статьи 44 Закона Республики Казахстан N 379-V определение частного партнера на основании прямых переговоров применяется в случаях, когда:

  • проект государственно-частного партнерства инициирован потенциальным частным партнером в отношении объекта, находящегося у него на правах собственности или долгосрочной аренды;
  • проект государственно-частного партнерства неразрывно связан с реализацией исключительных прав на результаты интеллектуальной творческой деятельности, принадлежащих потенциальному частному партнеру.

Кроме того, одной из форм взаимодействия с инвесторами являются инновационные кластеры, под которыми понимаются объединения научных организаций, организаций образования, акционерных инвестиционных фондов рискового инвестирования, а также физических и (или) юридических лиц, определенных в соответствии с законодательством Республики Казахстан, призванные стимулировать индустриально-инновационную деятельность путем взаимодействия и совместного использования имеющихся возможностей, обмена знаниями и опытом, эффективной передачи технологий, налаживания устойчивых партнерских связей и распространения информации.

В Республике Казахстан функционирует инновационный кластер «Парк инновационных технологий», правовой статус которого определен Законом Республики Казахстан от 10.06.2014 N 207-V «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий».

Проведенный сравнительный анализ правовых форм взаимодействия с инвесторами в Республике Беларусь и странах Единого экономического пространства (Российская Федерация и Республика Казахстан) выявил определенные сходства в регулировании указанных отношений. При этом выявленные различия в правовом регулировании позволяют сформулировать некоторые предложения по совершенствованию инвестиционного законодательства в Республике Беларусь. С учетом опыта привлечения инвесторов в проанализированных государствах полагаем целесообразным Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 N 63-З «О концессиях» дополнить положениями, позволяющими сочетать в одном договоре элементы нескольких видов концессионных договоров либо иных договоров, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, как это предусмотрено в законодательстве Республики Казахстан.

Представляется целесообразным использование опыта Российской Федерации и Республики Казахстан в части закрепления типовых форм договоров, посредством которых осуществляется взаимодействие с инвесторами. Опыт Российской Федерации и Республики Казахстан показывает, что формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций. Следует отметить, что в целях оценки имеющегося в Республике Беларусь потенциала и определения перспектив и организационно-экономического механизма стимулирования кластерного развития национальной экономики на период до 2020 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2014 N 27 «Об утверждении Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь и мероприятий по ее реализации» утверждена Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь, одной из основных задач которой является определение организационно-правовых основ формирования системы государственной поддержки кластерных проектов. Полагаем, что для этого необходима разработка соответствующей нормативной правовой базы.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)