Новое в закупках при строительстве
С 1 января 2017 г. изменилось правовое регулирование сферы закупок товаров (работ, услуг) при строительстве. Связано это с вступлением в силу Указа N 380 <1> и отменой Указа N 591 <2>. Нововведения стали результатом совершенствования законодательства. Они позволят снизить стоимость строительства и повысить качество, а также устранить недостатки регулирования, выявленные в практике его применения.
Виды процедур закупок
Указ N 380 по аналогии с Указом N 591 установил, что закупки при строительстве осуществляются путем проведения:
- подрядных торгов;
- торгов на закупку товаров при строительстве (торги);
- переговоров.
В отличие от Указа N 591, Указ N 380 в подп. 1.2 п. 1 предусматривает возможность закупки товаров при строительстве на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах. Такой подход будет способствовать дальнейшему развитию системы биржевых торгов.
На заметку
Закупку товаров при строительстве на товарной бирже допускало и Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утв. постановлением Совмина от 31 января 2014 г. N 88.
Что понимается под закупками при строительстве
В практике применения норм Указа N 591 сложилась ситуация, при которой заказчики и организаторы закупали одинаковые либо однородные медицинские изделия в рамках различного законодательства.
В связи с этим нормы Указа N 380 не распространяются на закупки медицинских изделий при строительстве. Их централизованные государственные закупки при строительстве объектов здравоохранения должны производиться в порядке, определенном законодательством о государственных закупках товаров. Это позволит обеспечить здоровую конкуренцию при закупке медицинских изделий, снизить цену на них за счет укрупнения объема централизованных закупок и, как следствие, более эффективно расходовать бюджетные средства.
Строительно-монтажные работы при текущем ремонте осуществляются на основании дефектного акта и сметы <3>. С учетом многочисленных обращений организаций, которые осуществляли закупки товаров (работ, услуг) в рамках Указа N 591, законодатель ввел в Указ N 380 понятие дефектного акта как основания для закупки товаров при выполнении текущего ремонта.
Понятия закупок товаров (работ, услуг) при строительстве следуют из подп. 1.1 и 1.2 п. 1 Указа N 380.
Дефектный акт — один из первичных учетных документов в строительстве. По сути, это разновидность проектной документации. На его основании осуществляется строительная деятельность, устанавливаются технические и коммерческие характеристики товаров, используемых в текущем ремонте, необходимый объем работ.
Кто вправе участвовать в закупках при строительстве
При проведении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве не применяются нормы ст. 57 Закона N 300-З (абз. 3 подп. 1.3 п. 1 Указа N 380). Она вступила в силу 2 июля 2016 г. и исключила участие в процедуре закупок при строительстве дочерних унитарных предприятий, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, обособленных структурных подразделений (филиалов) организатора процедуры.
Положения ст. 57 Закона N 300-З расходятся с положениями законодательства, предусматривающего совершенствование организационной структуры субъектов предпринимательской деятельности и повышение их преимуществ.
Снятие существовавшего ограничения принесет выгоду холдингам, основным направлением деятельности которых является строительство. Включение в состав холдинга строительной организации, как правило, позволяет оптимизировать его расходы при выполнении строительных и ремонтных работ.
Обратите внимание
По-прежнему не допускаются к участию в процедурах закупки товаров (работ, услуг) при строительстве субъекты хозяйствования, включенные в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере <4>.
Это означает, что предложение участника, включенного в указанный реестр, отклоняется.
В каких случаях ограничивается выбор процедуры
Подпункт 1.4 п. 1 Указа N 380 предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда обязательны подрядные торги. Исключение составляют случаи, закрепленные подп. 1.6, 1.8 п. 1 Указа N 380, а также иные случаи, определенные Президентом.
Такое ограничение обусловливается тем, что цены (тарифы) на товары (работы, услуги) регулируются только при строительстве объектов (кроме автомобильных дорог, мостов и тоннелей) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов; внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства; кредитов банков Беларуси под гарантии Правительства и областных, Минского городского исполкомов; а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых иностранными инвесторами) <5>.
Когда государственные организации и хозяйственные общества, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, реализуют дорогостоящие проекты, эти организации ограничиваются в самостоятельности при выборе подрядной организации. Ограничение начинает действовать, если стоимость строительства объектов составляет 100 000 базовых величин и более. В этом случае необходимо провести подрядные торги.
Законодатель определил перечень случаев, когда заказчик должен провести подрядные торги, торги либо биржевые торги. Норма действует в случаях, когда на основании подп. 1.4 п. 1 Указа N 380 необходимо провести подрядные торги. Относительно биржевых торгов это требование касается товаров, обязательность заключения сделок с которыми на биржевых торгах устанавливает законодательство о товарных биржах.
Есть ли альтернатива при выборе процедуры
Если строительство осуществляется за счет собственных средств заказчиков частной формы собственности, то с учетом подп. 1.1, 1.2 п. 1 Указа N 380, закупки товаров (работ, услуг) осуществляются по выбору заказчика. Для этого могут проводиться подрядные торги, торги, биржевые торги, переговоры. Указанное положение не распространяется на строительство жилья стоимостью от 6000 базовых величин.
В подп. 1.6 п. 1 Указ N 380 установил случаи, когда подрядные торги, торги, биржевые торги не обязательны. Заказчик получил возможность определять путем проведения переговоров поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров (работ, услуг), если требуется ликвидировать аварийные или чрезвычайные ситуации. Разрешается также выбрать организацию, которая будет вести авторский надзор, если это не может делать разработчик проектной документации.
В указанных случаях заказчик проводит закупки по своему выбору через подрядные торги, торги, переговоры либо биржевые торги <6>.
В каких случаях закупки могут не проводиться
В Беларуси в настоящее время действуют около 20 домостроительных комбинатов различной формы собственности. Каждый из них предлагает строительство объектов жилья определенной серии.
Серии таких домов закладываются при формировании плана застройки микрорайонов города. Следовательно, на стадии выделения земельного участка под строительство уже планируется, какая домостроительная организация будет возводить дом. На практике данное обстоятельство вынуждало заказчиков формально выбирать подрядную организацию.
Этот недостаток устранил подп. 1.8 п. 1 Указа N 380. Появилась возможность выбирать подрядную организацию без проведения процедур закупок.
Генеральный подрядчик на строительство объектов жилья определенной серии выбирается при формировании технико-экономических показателей плана застройки. Происходит это еще на стадии выделения земельного участка.
Совмин получил право без проведения процедур закупок определять организации при строительстве объектов Белорусской энергетической системы и объектов, включенных в государственные инвестиционные программы.
Кроме того, Совмин может:
- разъяснять вопросы применения Указа N 380;
- устанавливать преференциальную поправку, применяемую при проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;
- определять размер преференциальной поправки и условия ее применения, если участник процедур закупки предлагает товары (работы, услуги) собственного производства, а также товары (работы, услуги), выпущенные в Беларуси и странах, которым в ней предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами <7>.
МЧС вправе определять организации, которые специализируются на ликвидации и захоронении непригодных для дальнейшего использования объектов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения <8>.
Соблюдать требования Указа N 380 не требуется при строительстве:
- одноквартирных и блокированных жилых домов, полностью финансируемых за счет собственных и (или) заемных средств граждан Беларуси, постоянно проживающих в ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
- объектов, полностью финансируемых иностранными инвесторами;
- газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом и внутридомовую систему газоснабжения эксплуатируемого жилищного фонда граждан, если строительство этих газопроводов полностью финансируется за счет средств граждан <9>.
Газоснабжающие организации, входящие в состав заказчика — ГПО «Белтопгаз», ежегодно при газификации одноквартирных жилых домов, проектировании и строительстве газопровода-ввода, газопровода-ввода с внутридомовой системой газоснабжения и внутридомовой системы газоснабжения проводят примерно 35000 процедур. Этим можно объяснить, почему объекты газификации вошли в вышеупомянутый перечень, закрепленный Указом N 380.
Стоимость таких газопроводов, как правило, невелика и составляет около BYN 2000 — 3000 рублей. Вместе с тем газоснабжающим организациям, чтобы организовать процедуру выбора подрядчика по проектированию и строительству рассматриваемых объектов, необходимо привлечь специалистов.
В результате штат существенно увеличивается, увеличивается и срок выполнения работ по газификации жилых домов граждан. Кроме того, в связи с газификацией растут расходы граждан, которые финансируют ее.
В заключение отметим, что рассмотренные изменения в условиях и порядке выбора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, а также иные изменения законодательства в правилах организации и проведения процедур закупок в этой сфере позволят упростить работу субъектов хозяйствования и обеспечить развитие конкуренции. Также принятый акт предусматривает случаи, когда заказчик вправе выбрать генеральную проектную и подрядную организацию, субподрядные проектные, строительные и иные организации без процедур закупок.
<1> Указ от 20 октября 2016 г. N 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (Указ N 380).
<2> Указ от 31 декабря 2013 г. N 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (Указ N 591).
<3> П. 9 ст. 51 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (Закон N 300-З).
<4> Указ от 23 октября 2012 г. N 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».
<5> Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определенный Указом от 25 февраля 2011 г. N 72.
<6> Подп. 1.7 п. 1 Указа N 380.
<7> П. 4, подп. 1.10 п. 1 Указа N 380.
<8> Подп. 1.8 п. 1 Указа N 380.
<9> Подп. 1.11 п. 1 Указа N 380.