Рубрика: Примеры

Человеческий капитал, природные способности и обязательное школьное образование


Ведет ли прилежное посещение школы к повышению производительности, а значит, и заработной платы ее выпускников, или все дело в том, что способные школьники обычно полностью проходят курс обучения? Ответ на этот вопрос имеет большое значение как для оценки различных теорий образования, так и для разработки альтернативной его политики.

Если бы экономисты имели возможность провести контролируемые эксперименты, они без труда ответили бы на этот вопрос. Они выбрали бы ряд предметов и разделили бы школьников на группы, в зависимости от заданного числа посещений уроков. Сравнивая школьные успехи и различия в последующей заработной плате разных групп, они получили бы возможность сделать вывод о влиянии образования на производительность. Случайная выборка школьников гарантировала бы, что различия в заработной плате не связаны с природными способностями работников.

Хотя подобные эксперименты могут показаться слишком сложными, однако современное законодательство США обеспечивает их проведение естественным образом. Закон требует посещения школы всеми детьми, однако его реализация в штатах имеет определенные особенности. Некоторые штаты устанавливают обязательное обучение для школьников до 16 лет, другие предписывают посещать школу до 17 или 18 лет. Более того, со временем законодательство изменяется. За период с 1970 по 1980 год, например, в штате Вайоминг возраст окончания школы подростками был снижен с 17 до 16 лет, в то время как в штате Вашингтон он увеличился с 16 до 18 лет. Такие изменения позволяют экономистам получить данные, с помощью которых они оценивают значение обязательного школьного образования.

Влияние закона об обязательном образовании различно даже в пределах одного штата. Ученики начинают посещать школу в разном возрасте в зависимости от месяца года, в котором они родились. Они имеют право прекратить учебу по достижении определенного возраста, заканчивать учебный год не обязательно. Данное различие позволяет исследователям проанализировать влияние обязательного школьного образования на заработную плату.

В статье, опубликованной в ноябре 1991 года в «Quarterly Journal of Economics», специалисты по экономике труда Джошуа Энгрист и Алан Крюгер опубликовали результаты проведенного в «естественных» условиях эксперимента по изучению зависимости между посещением школы и заработной платой. Так как продолжительность обязательного образования ученика зависит от сроков его проживания в штате и месяца рождения, а не от природных способностей, ученые получили возможность рассмотреть влияние образования на повышение производительности труда в чистом виде, вне зависимости от способностей учащихся. Исследование Дж. Энгриста и А. Крюгера показало, что ученики, проведшие в школе большее количество лет, впоследствии получали значительно более высокую заработную плату. Полученные результаты указывают на то, что образование, как и предполагает теория человеческого капитала, ведет к увеличению производительности труда.

Однако такого рода исследования не отвечают на вопрос о целесообразности обязательного школьного образования. Для политических оценок требуется более полный анализ затрат и выгод. Необходимо сравнить выгоды от посещения школы с альтернативными издержками — с заработной платой, которую получил бы подросток, оставивший школу. Кроме того, требование об обязательном образовании может сопровождаться внешними эффектами. С одной стороны, обязательное образование, возможно, ведет к снижению уровня преступлений, так как молодые люди, бросившие школу, подвергаются повышенному риску оказаться вовлеченными в противозаконную деятельность. С другой стороны, ученики, которые остаются в школе только потому, что у них нет иного выхода, могут мешать учебе других школьников.

Comments are closed .