Рубрика: Менеджмент

Делегирование полномочий менеджменту. Усиление роли менеджмента

Делегирование полномочий
Делегирование полномочий собственником является источником усиления роли менеджмента в организации. Конкретные формы власти и полномочия менеджеров, органов управления и системы управления организацией в целом определяются собственником (собственниками) при создании организации (предприятия, общества, корпорации) с учетом действующего законодательства и формы собственности.

Делегирование властных полномочий менеджменту направлено на обеспечение профессиональной организации деятельности, управление созданной (либо приобретенной) собственником организации при осуществлении предпринимательской деятельности.

Делегирование как термин, используемый в теории организационного управления, означает передачу задач и полномочий конкретным органам управления, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Структура и полномочия формируемых органов управления организацией регламентируются законодательно и применительно к конкретным организационно-правовым формам юридических лиц. Влияние формы собствен­ном и на полномочия, делегируемые собственником, учитывается через ограничение возможных форм (видов) создаваемых юридических лиц применительно к государственной форме собственности и к условий принятия решений в случаях долевого участия государства в собственности организации.

При делегировании властных полномочий предусматривается формирование собственником соответствующих органов управле­ния организацией, установление порядка участия представителей собственника в формируемых органах управления и определение порядка принятия решений, затрагивающих интересы собствен­ника.

Установление собственником прав, обязанностей и ответствен­ности органов управления включает:

  • определение обязанностей конкретных органов управления и конкретных руководителей по осуществлению деятельности организации
  • делегирование власт­ных полномочий, необходимых для успешной реализации этой деятельности
  • установление ответственности за выполнение по­рученной работы и достижение результатов, приносящих ожидае­мую выгоду

Определение обязанностей конкретных органов управления определяется их назначением и функциями, установленными законодательством применительно к определенным формам юриди­ческих лиц, создаваемых собственником для осуществления пред­принимательской и иной деятельности. Перечень таких органов управления для основных форм коммерческих организаций при­веден в таблице.

Органы управления основных форм коммерческих организаций

Организационно-правовая форма Орган управления
Общества с ограничен­ной и дополнительной ответственностью Общее собрание участников.

Исполнительный орган (коллегиальный и/или единоличный)

Акционерное общество Общее собрание акционеров.

Совет директоров (наблюдательный совет).

Правление (дирекция) и/или директор, генераль­ный директор

Производственный коо­ператив Общее собрание членов кооператива. Наблюдательный совет. Правление и/или его председатель
Унитарное предприятие Руководитель (директор, генеральный директор)
Корпорация Соответствуют акционерному обществу, контроль деятельности корпорации возложен на Совет ди­ректоров и Правление, которые выступают как доверенные лица избравших их акционеров. Орга­ны управления самостоятельных структурных под­разделений корпорации формируются примени­тельно к форме создаваемого юридического лица


Полномочия и власть органов управления.
Делегируемые соб­ственником полномочия менеджменту организации находятся во взаимосвязи с понятием власти ее конкретных органов управле­ния. При этом полномочия дают ограниченное право органам управления принимать определенные решения и действовать определенным образом, в то время как власть представляет реаль­ную способность действовать или возможность влиять на ситуа­цию в организации.

Пределы полномочий органов управления предприятий госу­дарственной и частной форм собственности определяют конкрет­ные ограничения предоставленного права распоряжаться опреде­ленными ресурсами организации и направлять конкретных (под­чиненных) сотрудников на выполнение делегируемых задач. Внут­ри организации эти пределы определяются политикой, процеду­рами, правилами и должностными инструкциями.

Кроме того, существует много внешних ограничений на пол­номочия и их делегирование. В том числе законодательство запре­щает сознательно делегировать полномочия, которые могут привести к травмам персонала, а также использовать ресурсы организации для подкупа или политических целей. Во многих случаях полномочия определенным органам управления определяются традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями. Не могут делегироваться полномочия, которые противоречат за­конам и нравственным ценностям общества.

Ответственность представляет собой обязательство менедж­мента выполнять возложенные на него задачи и отвечать за их успешное выполнение. Принятие ответственности означает, что менеджмент отвечает за результаты выполнения возложенных на него задач перед собственником (собственниками), который делегировал властные полномочия, своим материальным благополу­чием, имиджем и карьерным ростом соответствующих руководи­телей. Делегирование полномочий собственником предусматривает, что менеджмент принимает на себя ответственность за реализацию определенной предпринимательской деятельности, рост капитала собственника, а также обеспечение социальной ответст­венности менеджмента, организации и собственника.

Важным элементом определения ответственности менеджмен­та является четкое установление полномочий, делегируемых собственником (собственниками) конкретным органам управления организации и руководителям (менеджерам), и установление не менее четкой их ответственности за результаты деятельности орга­низации и эффективное использование имущества собственника. Эти отношения формализуются контрактом (контрактами), преду­сматривающим также соответствующее вознаграждение за кон­кретные результаты организации.

Усиление роли менеджмента для достижения успеха предприя­тия определяется ростом требований к профессионализму управ­ляющих (менеджеров) и необходимостью развития организаций с целью обеспечения их устойчивого функционирования в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке. Как отмечалось, в условиях глобализации эффективное управление (эффективный ме­неджмент) и высокий профессионализм менеджеров являются важным конкурентным преимуществом предприятий и корпора­ций. Формирование и удержание этого преимущества является важной составляющей эффективной деятельности предприятия на рынке.

Достижение успеха предприятия в условиях глобализации тре­бует постоянных инноваций в управлении предприятием и кон­кретным бизнесом, в совершенствовании производства и обслу­живания потребителей с целью повышения уровня удовлетворе­ния их требований и ожиданий. Развитие организаций, в свою очередь, связано с совершенствованием организации работ и управления, направленных на сокращения сроков разработки и внедрения на рынок новых продуктов, способных приносить же­лаемые выгоды в длительном периоде. При этом следует учиты­вать сильное влияние на результаты деятельности предприятия конкурентов, результатов развития НТП и других факторов инно­вационного развития производства, повышения его производи­тельности и качества. Важным элементом усиления роли менедж­мента является развитие управления персоналом и формирование высокого интеллектуального потенциала трудовых ресурсов пред­приятия.

Comments are closed .