Рубрика: Маркетинг

Торговые марки при социализме


В пользу торговых марок говорит и опыт бывшего Советского Союза, в котором «невидимую руку рынка» пытались подменить центральными государственными органами планирования. Интересно, что они, так же как и потребители в свободной рыночной экономике, прекрасно понимали, что зарегистрированые торговые марки — дополнительная гарантия качества продукции.

В статье, опубликованной в Journal of Political Economy в 1960 году, Маршалл Голдмэн, эксперт по социалистической экономике, так описывал советский опыт:

В Советском Союзе цели производства формулируются исключительно в количественном или стоимостном выражении. Жертвой обычно стано­вится качество товаров… В числе методов, используемых Советами для разрешения проблемы, особый интерес для нас представляет один — пред­намеренная дифференциация продукции… Каждая социалистическая фир­ма имеет собственное название. Всякий раз, когда это физически возмож­но, фирма обязана обозначать себя «производственной маркой» на самом товаре или его упаковке.

В продолжение статьи Маршалл Голдмэн цитирует аналитическую записку советского эксперта по торговле:

Она [торговая марка] позволяет легко установить фактического произ­водителя изделия в случае, если необходимо вызвать его «на ковер», чтобы отчитать за низкое качество товаров. По этой причине торго­вая марка — один из наиболее эффективных видов оружия в борьбе за качество продукции… Торговая марка позволяет потребителю выбрать понравившийся ему товар… Другие предприятия вынуждены улучшать качество продукции в соответствии с требованиями потребителя.

Маршалл Голдмэн отмечает, что «аргументы являются вполне ясными и звучат так, как-будто ими оперирует какой-нибудь «буржуазный апологет»».

Comments are closed .