Конспект экономиста:)

Меню

Современные модели социальных организаций (коллективов) как субъектов и объектов социального менеджмента

нет комментариев

В системе социальных отношений и социальной работы социальным организациям принадлежит особая роль по той простой причине, что им присущи социальные свойства, они выступают как целевая общность, объединяют людей для достижения определенных целей как общего, так и индивидуального характера, имеют определенные структурно-управленческие построения, в их системе реализуются взаимодействия субъектов и объектов процесса социального управления.

Социальная организация как система, по мнению А.И. Пригожина, представляет собой целостность; имеет сложное строение; сумма свойств ее составляющих не исчерпывает ее свойств как единого целого; она функционирует в тесном взаимодействии с внешней средой. Она (организация) имеет специфические свойства:

  1. организация – иерархическая система, ее отличительный признак – наличие как минимум двух элементов – субъекта и объекта управления
  2. социальная природа людей как объекта организации, предполагает в качестве своего непременного атрибута встречную спонтанную активность социальных групп и отдельных работников, имеющих собственные интересы, не всегда совпадающие с целями организации
  3. организация обладает целевой природой, поскольку создается для реализации определенных целей и оценивается через целедостижение, что предполагает в ней элементы рациональности
  4. организация опирается на горизонтальные структуры – разделение и специализацию труда по функциональному признаку
  5. организация построена по вертикальному (иерархическому) признаку, что обусловлено необходимостью координировать разнонаправленную деятельность горизонтальных структур, их спонтанную активность
  6. организация выполняет определенные функции по отношению к микросоциуму и макросоциуму

Исходя из разных критериев, в управленческой и социологической литературе рассматривается несколько видов организаций:
административные – с жестко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений, директивно обозначенными целями (министерства, учебные заведения и т.д.)
общественные организации – цели подвижны, добровольное объединение, менее формализованы структуры (профсоюзы, партии, клубы по интересам и др.)
ассоциативные организации – минимальная формализация отношений, структуры подвижны, цели не декларированы (семья и др.)

По видам деятельности и конечному продукту выделяют:

  • производственные коллективы
  • коллективы непроизводственной сферы, услуг
  • коллективы учреждений здравоохранения и народного образования
  • научные коллективы
  • коллективы органов управления, включая аппарат государственного, хозяйственного управления и др.

Таким образом, организация (коллектив) – это организованная общность людей, осуществляющих конкретный вид деятельности в рамках той или иной формы собственности, обеспечивающий индивидам благополучное существование, а организации – выполнение ее социальной миссии. Как правило, основными компонентами любого коллектива выступают люди, информация, материалы, технология. Коллективы характеризуются горизонтальным и вертикальным разделением труда, необходимостью управления, координации. Организации (коллективы) функционируют в социуме, зависят от внешней среды, которая включает: экономические условия, потребителей, конкурентов, законодательные акты, систему ценностей данного общества, его состояние, международное положение и т.д.

Современные управленческие концепции рассматривают социальные организации как открытые системы, резервы роста которых находятся за пределами организации, в системе интересов потребителя, а также внешнего рынка, что дает возможность решать и внутриорганизационные задачи. Проповедуя концепции «открытая система и рациональный индивид» и «открытая система и социальный индивид» наряду с интересами потребителя во главу угла здесь ставятся потребности и интересы работников, их преданность фирме, развивается творческий потенциал, неформальные отношения, способствующие росту эффективности производства, качества продукции, услуг, оказываемых потребителям. Через эти каналы идут к увеличению прибыли.

В рамках социального менеджмента важно рассмотреть структурные построения современных социальных организаций низового уровня – коллективов (государственных и негосударственных).

В целом организационные структуры управления можно разделить на две большие группы:

  1. иерархические (формальные, механические, бюрократические)
  2. адаптивные (органические, гибкие)

Каждая из структур имеет свои преимущества и недостатки, появляясь и выполняя свою роль на определенном этапе развития общества.

В блоке иерархических структур рассматриваются следующие:

  • Линейная структура, когда органы нижележащих уровней управления находятся в непосредственном подчинении у руководителя вышестоящего уровня. Непосредственный начальник наделен всеми полномочиями, сосредоточивает в своих руках все функции управления, несет ответственность за результаты всей деятельности, должен обладать многими качествами.
  • Функциональная структура основана на разделении труда в аппарате управления. Каждый функциональный руководитель обладает правами распорядительства в рамках его функциональной должности.
  • Штабная (линейно-функциональная) структура представляет собой синтез линейной и функциональной структур. Принципиальное отличие в том, что функциональные отделы (руководители) утрачивают права принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями, ограничиваются профессиональными консультациями, рекомендациями, на основе которых линейный руководитель принимает решения.
  • Матричная структура характеризуется созданием специальных подразделений, групп, целью которых является обеспечение реализации конкретной программы, задачи. Члены групп подчинены как руководителю программы (по определенным направлениям), так и своему непосредственному начальнику, в чьем подчинении они находятся (функциональные отделы). При решении важных задач все функциональные подразделения организации «работают» на данную проблему.
  • Программно-целевая структура создается на время реализации определенных управленческих программ (проектов) внутри организации. Руководителю программы подчинены все элементы структуры, имеющие отношение к проекту.

Динамичность современного мира диктует новые подходы. Перестраивая организационные структуры, прогрессивные компании стремятся к простоте, быстроте, опираясь на разные подходы, теоретические концепции, включая такие, как менеджмент на базе оптимизации рабочего времени, оптимизации хозяйственных процессов, лидерство в области затрат времени, издержек, качества и т.п. На смену традиционному структурному совершенствованию организаций все чаще приходят функциональные методы, в основе которых лежат принципы самоорганизации, автономности отдельных подразделений и звеньев, «мягкие» связи между ними. Эту линию поддерживает и наука менеджмента. Ряд ученых считает, что прошло время «организованных организаций» (Г. Морган) и что современная экономика вступает в этап, когда основная задача менеджмента – осознание важности самоорганизации и всемерное стимулирование ее.

Главным свойством структур, известных в управлении как гибкие, адаптивные, или органические, является присущая им способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления. Как правило, они формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей. Дадим краткое описание нескольких новых оргструктур.

Цель и принцип групповой (бригадной) организационной структуры: создание продукта от начальной до конечной стадии, передача потребителю заказанного изделия. Работник участвует в производстве от начала до конца, овладевая различными профессиями и навыками, нет жесткой иерархии, регламентации. Бизнес‑центры как разновидность групповых оргструктур работают по принципу проектных групп, полностью отвечают за достижение поставленных целей, полностью распоряжаются финансами (под проект).

Венчурные и инновационные внутрифирменные структуры решают рискованные инновационные задачи. Инновации почти всегда связаны с риском. Но это наиболее перспективный путь быстрого реагирования на быстро меняющиеся условия рынка. Принцип построения и действия венчурного отдела на фирме тот же, что и на венчурном предприятии. Конгломератная структура включает различные виды оргструктур, имеющихся на предприятии, или множество фирм разнонаправленной деятельности, замыкающихся на корпорации. Разрабатываются и внедряются модульные, атомистические, сетевые организационный структуры.

Виртуальные организации, базирующиеся на основе сетевых, используют современную технику и технологию. Группы работников могут работать в разных местах, даже по всему миру, «варьируя возможностями», передавая исполнение тех или других продуктов самым лучшим: ускоряя время получения продукта и прибыли. Требуют нового мышления руководителей, отказа от тотального контроля, перехода от соподчинения к неформальной координации, взаимного доверия, преобладания деловитости над карьерными устремлениями, отказа от иерархического управления.

Партисипативным (или построенные на участии работников в управлении) организациям присущ демократический характер, участие работников в управлении повышает качество решений, появляется выбор из альтернатив, у работников появляется чувство собственника, повышается мотивация деятельности, качество работы, их внедрение может происходить как сверху, так и снизу.

Организации, ориентированные на рынок (или «движимые рынком») по характеру связи с внешней средой (т.е. рынком) – органические, быстро приспосабливающиеся к внешним изменениям; внутри организации – структура либо дивизиональная; либо развитая матричная; по характеру взаимодействия с индивидом – индивидуальный тип. Характерно: группирование работ по рынкам; приспособление продукта к потребителю; ускорение потоков информации; нарастание сетевой структуры; усиление групповой работы; усиление внимания связям с потребителем; инновационность по разным направлениям.

Предпринимательская организация (ею может быть любая организация) характеризуется поиском новых возможностей, определяющим здесь является тип поведения, стиль работы, действия, осуществляемые для поддержки предпринимательства Она гибка, с небольшим числом иерархических уровней, децентрализована, с невысокой формализацией, сетевым построением. Все работники – предприниматели, работают на достижение целей организации, обладают высокой нравственностью, профессионализмом, инициативой.

Эдхократическая организация (от англ. Adhocracy) – организация с трудноопределяемой и быстроменяющейся структурой, применяемая в нестандартных ситуациях при выполнении сложных работ. Компетентность – главная ценность, цели напряженны, выбираются самими исполнителями, ими же и контролируются, каждый отвечает за свои действия… Риск и вознаграждение делится между участниками. Высокая свобода действий, но и качество высокое.

Отрасли так называемой третьей волны – электроника, лазерная технология, оптика, связь, информационная технология, генетика, альтернативная энергетика, океанология, космонавтика, экологическая инженерия и др. изменяют роль человека как в производстве, так и в потреблении, неизменно расширяют применение умственного труда, человек как потребитель часто выступает и как производитель того же продукта (совместно с производителем). Появление интеллектуальных предприятий (фирм, полностью зависящих от умственных способностей персонала). Такое предприятие описано, в частности, Свейби и Рислингом в их одноименной книге существенно повлияло на их структурные по строения, управленческие отношения внутри организации. Продукция: (услуга) интеллектуальной организации нестандартна, разрабатывается и производится очень быстро, тут же продается. Ценятся два вида компетенции: профессиональная, основанная на глубоких знаниях, и предпринимательская. В интеллектуальной организации четко проявляется уважение к знаниям, очень высока требовательность к качеству, характерно сосредоточение на конкретных областях знаний, а не всеохватность, предприятие обладает высокой культурой, тесным сотрудничеством, взаимным обучением, заботой о развитии членов коллектива.

В системе социальной защиты используются преимущественно линейные, программно-целевые, бригадно-групповые (оказание помощи нуждающимся по отдельным направлениям) структурные построения организаций. Центры социально-психологической помощи, другие формирования подобного плана вполне можно отнести к интеллектуально‑ориентированным организациям. Важную роль в системе социальной защиты могли бы сыграть структуры, ориентированные на рынок, предпринимательские организации, через функционирование которых люди, материально нуждающиеся, могли бы посильным трудом пополнить свой бюджет, ощутить свою причастность к общественным делам.

В социальной работе, как и в других видах деятельности, особого внимания в современных условиях заслуживают демократические, партисипативные формы взаимодействия руководителя и подчиненных. Этого требует новая философия менеджмента, новые организационные формы управленческой деятельности. Однако внедрение партисипативного (соучаствующего) управления в других сферах управления встречает ряд сложностей, противостояний. По мнению А.В. Кузнецова, это:

  • поведение руководителя, не желающего делиться властью с подчиненными и вследствие этого вводить элементы соучастия в повседневную организационную практику
  • низкий профессиональный уровень подчиненных, их неуверенность в своих силах, боязнь самостоятельного выполнения заданий
  • плохое информационное обеспечение членов организации, препятствующее выработке необходимых решений
  • недостаток организационных стимулов для включения в процесс соучастия
  • дефицит времени, отводимого на работу над заданием
  • специфика задачи, требующей применения более жестких методов руководства

Правомерно предположить, что многие подобные противостояния имеют место в организационно-управленческой деятельности и в системе соцзащиты.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)