Кто и как управляет фирмой?
Прежде всего разберемся в том, что представляет собой внутрифирменное управление.
Управление производством внутри фирмы (предприятия) представляет собой упорядочивающее, целенаправленное воздействие на процесс кооперированного труда. Управление призвано обеспечить эффективный выпуск товаров и оказание услуг.
В этих целях на современных предприятиях управление регулирует (т.е. подчиняет установленному порядку) решающие стороны хозяйственной жизни:
- материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции
- научные исследования, разработку и внедрение новинок в производство
- маркетинговую деятельность: изучение рынков, определение каналов сбыта продукции и услуг, ценообразование и рекламу выпускаемой продукции, оказываемых услуг
- работу с персоналом предприятия: подбор, расстановку, обучение работников и др.
- сбор, обработку и анализ данных о работе фирмы в целях улучшения ее деятельности
В XX столетии, когда основной стала акционерная форма предприятий, мозговым центром, воздействующим на деятельность гигантского акционерного общества, стала не отдельная личность, а большая группа специалистов по управлению (ученые, инженеры, экономисты, юристы и т.п.). Ведущую роль стали играть менеджеры (от англ. manage — управлять) — научно подготовленные специалисты, которых фирма нанимает для управленческой работы. Все большее усложнение современного производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений — менеджмент.
Менеджмент — система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли. Возникла такая междисциплинарная область знаний, которая включает сведения из экономики, организации и управления производством на предприятии, права, психологии и др. Образовался сплав науки, опыта руководящей деятельности, управленческого искусства.
Какими навыками и способностями должен обладать современный менеджер? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие качества:
- способность управлять собой
- разумные личные ценности
- четкие личные цели
- упор на постоянный личный рост
- навык решать проблемы
- изобретательность и способность к инновациям (нововведениям)
- высокая способность влиять на окружающих
- знание современных управленческих подходов
- способность руководить
- умение обучать и развивать подчиненных
- способность формировать и развивать рабочие группы
Итак, менеджер представляет собой тип профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия упорядоченность, согласованность и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постиндустриального производства.
Одним из проявлений научного характера деятельности менеджера служит то, что он придает развитию фирмы плановый характер. На практике это регулярно происходит при организации производства новой продукции и при создании предприятия, когда составляется бизнес-план.
При разработке бизнес-плана выполняются следующие задачи:
- а) оценивается будущее положение на рынке — возможность успешно сбывать новую продукцию
- б) подсчитывается величина затрат на производство новых изделий или на строительство нового завода
- в) предусматриваются источники денежных средств (собственные и заемные — у банка)
- г) прогнозируется доходность предстоящего бизнеса
- д) учитываются возможные риски и пути их уменьшения
Бизнес-план обязательно представляется в банк, если фирма надеется получить у него денежный заем. При этом важно убедить банк в привлекательности и конкурентоспособности намеченного дела. В свою очередь с помощью специалистов банковское учреждение тщательно изучает бизнес-план, а в случае его одобрения строго контролирует его выполнение.
На крупных фирмах, обладающих сложной и дорогостоящей техникой, не отдают хозяйственную деятельность во власть рыночной стихии, а напротив, ведут регулярную плановую работу. Это позволяет находить верные пути и средства для реализации целей предпринимательства. Такие цели связаны с производством новой стоимости.