Виды предпринимательской культуры
Если вы уже изучили все тонкости предпринимательства и знаете как открыть свой бизнес, то теперь стоит уделить немного внимания предпринимательской культуре и этике. Необходимо помнить, что в зависимости от отрасли, региона, истории предприятия, людей, каждое предприятие имеет свою культуру. Выделяют специфические отраслевые культуры предпринимательства:
- культуру торговли
- культуру выгодных сделок (спекулятивная культура)
- инвестиционную культуру
- административную культуру
Культура торговли
Культура торговли характеризуется быстрой обратной связью и относительно малым риском. Сотрудниками сферы торговли зачастую являются молодые, активные люди, смело идущие на эксперименты. Они по натуре дружелюбны, внешне привлекательные. Они умело используют красноречие, обращаясь к покупателям.
Охотное общение друг с другом и обмен мнениями делают сферу культуры торговли коммуникативной, вызывают чувство товарищества, дух коллективизма.
Сила различных сфер культуры торговли заключается в том, очень быстро и очень многое можно привести в движение.
Недостатки в культуре торговли:
- количество превалирует над качеством (сильное желание продать приводит к тому, что после продажи недостаточное внимание уделяется последующим проблемам)
- доминирует мышление краткосрочного успеха (размышления о том, что сиюминутный успех может означать потерю рынка или постепенный упадок предприятия, продолжаются недолгое время)
- сотрудники чувствуют свою связь, прежде всего с коллективом и меньше — с предприятием. Если наступают кризисы или тяжелые времена, то у сотрудников не хватает выдержки, терпения и нервов чтобы выстоять перед лицом этих проблем
- в сферах торговли сотрудники не стареют. Высокая текучесть кадров приводит к тому, что средний возраст сотрудников относительно невысок, однако предприятие тем самым теряет людей, которые могли бы двигать культуру вперед
Культура выходных сделок
Культура выгодных сделок (спекулятивная культура) характеризуется быстрой обратной связью успешных (или неудачных) предприятий с финансовым риском средней и высокой степени, вид культуры встречается там, где совершаются выгодные сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем и т.п. Элементы такой культуры встречаются в сферах моды, косметики, профессионального спорта, рекламы и финансирования скованных предприятий.
Основная стратегия отрасли выгодных сделок — быстрое, использование представляющихся шансов. Сотрудниками здесь зачастую являются молодые или духовно молодые люди.
Сферы спекулятивной культуры создают питательную почву субкультуры делового человека: у него вырабатываются бойцовские и агрессивные черты характера, человек становится твердым в своих решениях, постоянно вступает в соревнование с другими. Чувствительность и эмоциональность надо скрывать. Общаются здесь друг с другом немногословно, очень быстро, языком коротких реплик и жестов.
В этой сфере возникает такая культура, где приняты суеверия. Вознаграждается агрессивность. О неудачах и их причинах здесь стараются не говорить, как будто их никогда не было
Инвестиционная культура
Инвестиционная культура проявляется в основном:
- в промышленности, главным образом в топливных отраслях и при производстве средств производства
- в строительстве
- в инвестиционных банках
Этот вид культуры характеризуется тем, что имеет явно выраженную ориентацию на будущее. Здесь, в условиях высокой степени риска, осуществляются крупные капиталовложения. При этом инвесторы длительное время остаются в неведении по поводу результатов своих решений.
В данной сфере сотрудники работают осмотрительно, осторожно, терпеливо и настойчиво. Они вынуждены преодолевать относительно длительный период неопределенности в условиях минимальной обратной связи. Здесь царит уважение перед авторитетом и профессионализмом. Здесь, как правило, придерживаются однажды принятых решений и договоренностей.
Сотрудники общаются часто. На совместных заседаниях все держатся вежливо и обходительно, так как каждому ясна взаимозависимость друг от друга.
Административная культура
Административная культура проявляется в общественном обслуживании, на предприятиях, в крупных административных фирмах, а также в банках и страховых компаниях.
Стратегически эти организации нацелены на обслуживание, на сервис. Сотрудники здесь, как правило, аккуратные и основательные люди, при этом они осторожны, педантичны, придирчивы, и в то же время умеют приспосабливаться.
Решения принимаются продуманно, подстраховываются со всех сторон. Общение в сферах административной культуры характеризуется обстоятельностью и подчеркнутой иерархией.
Во время работы сотрудники испытывают мало радости, поскольку практически отсутствует обратная связь о результатах их работы. С ними вступают в связь лишь в тех случаях, когда что то не ладится.
Основное внимание уделяется тому, как сделать, и меньше тому — что сделать.
Отсутствует четкая связь между результатом и вознаграждением. По достижении определенного возраста практически все повышаются в должности.