Предприниматель: Кто он?
Многие индустриально развитые страны к настоящему времени «сбрасывают пары». Одна из причин — снижение уровня предпринимательской активности, потеря импульсов. В то же время средства массовой информации нагнетают страсти о необходимости нового скачка в инновационном предпринимательстве, напоминая, что именно оно сделало Японию процветающей страной. Она добилась успеха благодаря исключительному вниманию к высоким технологиям — сфере, где задействованы не только технические нововведения, но и передовые — прямо из исследовательских лабораторий — идеи о методах предпринимательской деятельности. Япония дала наглядный урок не только для развивающихся стран, где деловая инициатива и предпринимательский поиск ограничены или приглушены в самой своей основе, но и для США и стран Западной Европы, ранее славившихся деловой активностью.
Что же такое само предпринимательство и какие его аспекты приобретают сейчас наибольшее значение? В целом речь идет о деятельности по изысканию и перераспределению ресурсов для создания предприятия, т.е. «дела». В инновационном предпринимательстве повышается удельный вес человеческой компоненты, отношений между сотрудниками. Социально-психологический профиль предпринимателя, зафиксированный в эмпирических исследованиях — основной предмет анализа инновационного предпринимательства.
Предприниматель, если придерживаться определения, данного в словаре Вебстера, это тот, кто организует, регулирует и идет на риск в бизнесе или на предприятии. Причем организаторские и управленческие функции в меньшей степени характеризуют его фигуру, чем способность к риску — и не только в экономической, но также в социальной к психологической сферах. Современная экономическая теория допускает распределение первых двух функций среди таких групп, как совет директоров и держатели акций, но способность к риску — характеристика только предпринимателя. Она сопряжена с умением взять на себя ответственность и контроль, а также противостоять неопределенностям рынка.
Австрийский экономист Й. Шумпетер еще в 1934 г. писал, что предприниматель — это инноватор, который разрушает сложившееся экономическое равновесие, стимулируя развитие. В случае высоких технологий это более чем справедливо. Правда, риск Шумпетер относил скорее к тому лицу, которое вкладывает свои капиталы. Собственно же предприниматель, взламывающий старые образцы мыслей и действий, во многом выражая творческую природу человека, в поле зрения экономистов не попадает. Бихевиористы, характеризуя фигуру предпринимателя, утверждают, что она существует в любой профессии — в образовании, медицине, науке, правоведении, архитектуре и инженерной деятельности. Искомое им вознаграждение — не только деньги, но и личная удовлетворенность. Отсюда определение предпринимательства как деятельности (процесса) по созданию социальных связей или социальных структур (таковой, несомненно, является фирма, предприятие, компания), где раньше их не существовало. Менеджмент же — поддержка и расширение уже существующих связей и структур.
Обращаясь к операционализации исходного понятия, авторы «Руководства» характеризуют предпринимателя как основателя — не обязательно собственника — фирмы, но с учетом того, что он самостоятельно принимает решения и добивается успеха. (Если умалить значение критерия собственности, то нам удастся включить в число предпринимателей даже хозяйственных руководителей в социалистической экономике.)
В целом предпринимателем можно считать того, кто осуществляет предпринимательскую активность и демонстрирует предпринимательство как таковое. И все же данное определение не отменяет тех моментов, что предпринимателя можно узнать еще до того, как он начнет свою деятельность. В чем ценность подобного утверждения? Оно обладает прогностическими возможностями. Психологические черты предпринимателя можно предвидеть в самом обычном человеке. А значит, можно обучать людей предпринимательским качествам.
В США вероятность выживания мелких предприятий в течение пяти лет составляет 35 %. Однако многие, открывая собственное дело, думают, что эта статистика к ним не относится. Обзор показал, что американские предприниматели верят в развитие бизнеса: средние оценки шансов на успех «любого предприятия, подобного вашему» составляют 60 %, что почти вдвое превышает существующее соотношение. Ошибка становится заметнее, когда люди оценивают перспективы собственного предприятия: 81 % предпринимателей с вероятностью 7:10 уверены в успехе, а 33 % вообще отрицают возможность неудачи.