Предпринимательство в информационном деле
В постиндустриальной экономике под воздействием научно-технической революции и в результате быстрого развития сферы информационных услуг происходит лавинообразное нарастание массы информации. При этом увеличение объема научной информации примерно в 4 раза обгоняет прирост численности населения на планете.
В связи с этим перед всеми фирмами возникла сложная проблема: как информационно обеспечить хозяйственную стратегию (экономическое развитие на длительный период) и научные исследования, проводимые на предприятии? Решение этой проблемы, естественно, требует больших затрат, надежных источников и каналов информации, высокого профессионализма работников информационных служб.
Практическим выходом из создавшегося положения является организация службы консалтинга (англ. consulting — консультирование). В ней высококвалифицированные специалисты дают советы и предоставляют новейшую информацию по определенному кругу вопросов. На крупных фирмах создаются свои консалтинговые службы, а мелкие и средние предприятия обращаются за информационной помощью в консалтинговые фирмы. Там они получают нужные им сведения, касающиеся предвидения развития рынков разных товаров и услуг, цен на мировых товарных рынках и рынках ценных бумаг и пр.
Одновременно многие фирмы создают у себя подразделения, которые налаживают информационные связи с внешним миром. Эти связи получили названия паблик рилейшинз (англ. public relations — отношения с общественностью). Предприятия добиваются доброжелательной оценки своей деятельности. В этих целях они используют прессу (публикуются информационные сообщения, посылаются письма в редакции газет и т.п.), радио и телевидение (проводятся интервью с работниками фирмы, репортажи и др.), организуют выставки и ярмарки, публичные выступления и многое др. В итоге формируется хороший имидж (внешний и внутренний образ) фирмы.
В дальнейшем мы будем рассматривать бизнес в сферах производства и торговли. В них особое внимание уделяется процессу управления предприятием.