Конспект экономиста:)

Меню

О субъектах социального партнерства в сфере труда

нет комментариев

Как свидетельствует мировой опыт, организационно-правовые формы социального партнерства, несмотря на их национальное своеобразие, в конечном счете, служат целям взаимодействия трех сил, участвующих в коллективных трудовых отношениях: профсоюзов (объединений профсоюзов), нанимателей (объединений нанимателей) и государственных органов. Белорусский законодатель в определении субъектов социального партнерства следует именно этой модели [1].

Однако, если проанализировать ряд нормативных правовых актов в исследуемой сфере, можно заметить некоторое противоречие в определении субъектов социального партнерства в сфере труда. Так, согласно статье 352 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) субъектами социального партнерства выступают органы государственного управления, объединения нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работника, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы [2].

Аналогичные, по сути, субъекты закреплены в Указе Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 [3]. Вместе с тем, дается более широкое и объемное понятие субъектов социального партнерства на республиканском, отраслевом, местном уровнях и на уровне организации.

Также следует отметить, что Концепция развития социального партнерства в Республики Беларусь к субъектам (сторонам) социального партнерства относит наемных работников, нанимателей и органы государственного управления (п. 2.3). Разделяем мнение К. Л. Томашевского в том, что «субъектов социального партнерства не следует смешивать с их представителями, которые в общем виде (кроме представителей государства) называются в статьях 354 и 355 ТК, а более полно и конкретизировано — в п. 2.3 вышеуказанной Концепции» [4, с. 121]. Таким образом, очевидно выделение следующих субъектов социального партнерства: профессиональные союзы, объединения нанимателей и органы государственного управления.

Часть 1 статьи 354 ТК предусматривает, что представлять в отношениях социального партнерства работников могут только следующие их представители:

  1. профессиональные союзы;
  2. иные представительные органы работников.

Часть 1 статьи 355 ТК закрепляет возможность представления интересов нанимателя на уровне организации. Представителями могут выступать:

  1. руководитель организации;
  2. лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами.

В целях представительства и защиты своих прав и законных интересов, развития социального партнерства с профсоюзами и государственными органами наниматели вправе создавать объединения нанимателей (республиканские, отраслевые, территориальные).

Необходимо отметить, что определение понятия «субъекты социального партнерства» отсутствует в Трудовом кодексе Республики Беларусь. По мнению автора, в настоящее время назрела необходимость закрепления данного понятия в законодательстве нашей стране в силу значимости и важности данного правового института, регулирующего общественные отношения в сфере труда.

Таким образом, проведенный анализ правовой природы субъектов социального партнерства позволяет говорить о том, что законодателю при совершенствовании правовых норм трудового законодательства стоит определить и выделить круг таких субъектов, а также разграничить понятия «субъекты социального партнерства» и «представители субъектов социального партнерства».

Необходимость дальнейшего развития и совершенствования правового регулирования в исследуемой сфере в целях устранения содержащихся в них пробелов и коллизий очевидна, что отразиться, в конечном итоге, на эффективности правоприменении трудового законодательства в Республике Беларусь.

Авторы: Савко В. В., магистрант ГрГУ им. Я. Купалы, науч. рук. Авдей А. Г., канд. юр. наук, доц.

Литература

  1. Смирнов, Ю. П. Коллективные трудовые правоотношения / Ю. П. Смирнов, Н. Г. Юркевич // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
  2. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 15 июля 2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
  3. О развитии социального партнерства в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 15.07.1995 г., № 278: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 17.05.2007// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
  4. Томашевский, К. Л. Актуальные проблемы трудового права: учебно-методический комплекс / К. Л. Томашевский. — Минск : Амалфея, 2012. — 231 с
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)