Конспект экономиста:)

Меню

Научно-инновационные потенциалы США и ЕС

нет комментариев

Выше отмечалось, что даже на фоне значительного и стабильно растущего положительного сальдо торгового баланса ЕС во внешней торговле с Соединенными Штатами европейский экспорт продукции машиностроения меньше аналогичного импорта из США. Это является внешним проявлением существенного отставания ЕС в производстве, массовом внедрении и коммерческом освоении новейших технологий. Все послевоенные годы страны Западной Европы уступали США как в объемах финансирования НИОКР, так и в развитии организационной инфраструктуры прикладной и фундаментальной науки.

По доле расходов на НИОКР в ВВП США существенно превосходят технологических лидеров ЕС: в 1999 г. США направляли на финансирование НИОКР 2,63% ВВП, тогда как ФРГ — 2,38%, Франция — 2,17%, Великобритания — 1,87%, Италия — 1,04%. При этом суммарный ВВП указанных стран составляет не более 65% ВВП США. Прочие участники ЕС тратят на НИОКР в среднем менее 1 % ВВП.

Изъяны организации европейской науки уже давно и подробно изложены в экономической литературе: дублирование исследований (до 20 % расходов на НИОКР направляются на финансирование аналогичных по задачам разработок); длительное и зачастую непродуктивное согласование совместных научно-техни- ч.ских проектов стран—членов ЕС; слабая концентрация капитала, направляемого на НИОКР; неспособность ЕС обеспечить долгосрочное финансирование научно-технических проектов. Все это — общие проблемы европейской интеграции: многое в этом процессе подчинено не столько логике экономического развития, сколько «сглаживанию» политических противоречий между странами-участницами, которое достигается за счет примитивно понимаемого равенства и «размазывания» общего бюджета между всеми участниками поровну, отказа от долгосрочных планов и приоритетов в пользу решения сиюминутных политических задач. Достаточно вспомнить судьбу программы «Эврика», которая в начале 1980-х гг. анонсировалась ЕС как ответ на программу СОИ США: согласованные первоначально 190 совместных технологических проектов так и остановились на разной стадии реализации, а современная реанимация США программы СОИ (ПРО) не вызвала у ЕС даже воспоминаний об «Эврике».

Реалии сегодняшнего дня — интеграция европейских компаний в военно-промышленный комплекс США, их участие в конкуренции за государственные заказы американского Министерства обороны. В 1990-е гг. свое стабильное место в программах государственного оборонного заказа США заняла британская «БАЕ Системе» (ВАЕ Systems), ставшая поставщиком истребителей с вертикальным взлетом и посадкой «Харриер». В 2001 г. заказ Пентагона британской компании составил 860 млн долл. БАЕ, в 2000 г. купившая за 2,2 млрд долл. 2 подразделения компании «Локхид-Мартин» (Lockheed—Martin Corporation), зарабатывает на поставках оружия в США больше, чем на поставках оружия на европейский рынок. В июле 2002 г. с разрешения Министерства обороны США франко-гер- манский концерн EADS стал подрядчиком головной американской компании ВИАСАТ (VIASAT) по выполнению оборонного заказа. В этом качестве ЕАДС снабдит электронным оборудованием собственного производства системы обмена и распределения информации на военных самолетах и судах. С одобрения Пентагона в 2003 г. планируется увеличить закупки электронного оборудования, производимого ЕАДС для целей национальной обороны США. Эти события свидетельствуют о начале долгосрочного процесса интеграции воеино-промышленных комплексов США и стран Западной Европы, ведь контракты на поставку повлекут за собой смежные контракты на сервисное обслуживание, модернизацию и, как следствие, значительно повысят шансы производителей из Западной Европы на победу в иных конкурсах на поставки для нужд Министерства обороны США.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)