Фирменный стиль и товарные знаки в спорте и бизнесе
Практически любое предприятие, спортивный клуб, спортсмен или тренер хотели бы занимать лидирующие позиции в своём виде спорта или бизнеса. Чтобы реализовать эту задачу, участники спортивной и рыночной конкуренции действуют по широкому спектру направлений — снижают цены на свою продукцию или услуги, повышают их качество, активно рекламируют свой клуб, фирму или производимые ею товары. Однако среди этих, несомненно, важнейших составляющих предпринимательского успеха есть и такой специфический компонент, как корпоративный, или фирменный, стиль.
Понятие «фирменный стиль» пока ещё недостаточно прочно вошло в повседневный обиход отечественных спортивных менеджеров и предпринимателей; многие из них плохо представляют себе, что это такое.
Фирменный стиль — это целостная совокупность качественных и количественных характеристик работы спортивного клуба или предприятия, его своеобразия, реализации управленческой, кадровой, торговой и технической политики.
Другими словами, фирменный стиль — это «лицо» клуба или предприятия и в соответствии с этим лицом формируется отношение общественности к данному клубу или фирме. Свой собственный индивидуальный стиль и неповторимый имидж выделяет спортивный клуб или фирму из числа прочих предприятий, привлекает болельщиков и потребителей. Фирменный стиль помогает участникам экономических отношений в спорте приобретать известность и популярность, а следовательно, и стимулировать сбыт своей продукции.
Концентрированным выразителем фирменного стиля спортивного клуба или компании, её «визитной карточкой» является товарный знак.
Товарный знак — оригинально оформленное графическое изображение, оригинальное название, особое сочетание цифр, букв или слов, которым фирма или спортивная организация снабжают свою продукцию.
Другими словами, товарный знак (brand) — это комплексное понятие, которое может включать в себя:
- словесное название (brand name) спортивной организации, фирмы или продукта, например, спортивный клуб «Спартак» или фирма «Puma». Иногда эту часть товарного знака называют логотипом
- фирменный знак (brand mark), т.е. графическую составляющую или символьный компонент товарного знака, включающий в себя особый стиль или комбинацию цветов
- слоган — специальный краткий девиз, отражающий цель фирмы или спортивных игр
Следует отметить, что в нашей стране параллельно с официально принятым термином «товарный знак» в повседневной практике и литературе используются и другие аналогичные по смыслу термины — «торговая марка», «фабричный знак», «знак обслуживания», «бренд». Хотя эти термины близки по значению, они всё же не тождественны. Под брендом чаще всего подразумевают известную и престижную торговую марку. Товарный знак предприятия не следует смешивать с фирменным наименованием, хотя оба имеют общую цель — индивидуализацию. Фирменное наименование — это название предприятия, которое индивидуализирует его и под которым осуществляется производственная, торговая или иная деятельность. Сравнивая товарный знак с фирменным обозначением, можно отметить:
- каждое предприятие или спортивный клуб может иметь только одно фирменное наименование, тогда как товарных знаков у них может быть несколько (каждая продуктовая линейка может иметь свой товарный знак)
- фирменное наименование служит для отличия самой спортивной организации, тогда как товарный знак призван различать продукт, произведенный на данном предприятии
В настоящее время многие спортивные соревнования, спортивные клубы, общества, федерации, производители спортивных товаров и услуг имеют свои эмблемы и товарные знаки. Например, Олимпийские игры имеют свой товарный знак — пять переплетённых колец голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого, зелёного (нижний) цветов — символ пяти объединённых в олимпийское движение континентов и олимпийский девиз.
Олимпийская эмблема была предложена в 1913 году Пьером де Кубертеном. С 1920 года в эмблему введён девиз «Быстрее, выше, сильнее». Каждые Олимпийские игры также имеют свой товарный знак: олимпийские кольца, символ города-организатора игр, год, место проведения, графическое изображение.
Свои товарные знаки имеют российские спортивные общества и клубы: физкультурно-спортивное общество «Динамо», основанное в 1923 году; добровольное спортивное общество «Спартак», образованное в 1935 году и другие общества.
Сходную символику имеют и клубы по видам спорта, принадлежащих к соответствующим спортивным обществам. Например, футбольный клуб «Спартак» имеет в своей эмблеме футбольный мяч, который добавляется к основному изображению спортивного общества «Спартак».
Аналогичные товарные знаки имеют и международные спортивные федерации.
Кроме того, спортивные общества, клубные и сборные команды имеют свои собственные «фирменные» цвета и комбинация цветов:
- «бело-голубые» — динамовские
- «бело-красные» — спартаковские
- «чёрно-фиолетовые» — миланского «Интера»
- «оранжевые» — сборной Голландии
- и т.д.
Широко распространены товарные знаки в зарубежных спортивных клубах и организациях. Имеют свои собственные товарные знаки спортивные лиги и федерации, например, североамериканская Национальная хоккейная лига (NHL), Национальная баскетбольная ассоциация (NBA), Российский футбольный союз.
Все клубные команды, участвующие в чемпионатах этих лиг, так же имеют свои товарные знаки.
Товарные знаки являются также непременным атрибутом фирм-производителей спортивных товаров и услуг. Спортсменам, тренерам, а также потребителям, весьма далёким от физкультуры и спорта, хорошо известны товарные знаки таких производителей, как «Puma», «Diadora», «Reebok», «Adidas» и других производителей спортивной одежды, обуви и снаряжения.
В последние десятилетия товарные знаки прочно вошли в повседневную экономическую практику развитых стран мира, составив важный элемент рыночной конкуренции. Товарные знаки стали незаменимой формой идентификации изделия с его производителем при помощи только одного графического изображения или слова, символом узнаваемости и качества товара.