Дискриминация в спорте и экономика
Распознать практику дискриминации непросто. Чтобы определить, проявляется ли дискриминационное отношение к одной из групп работников, исследователь должен скорректировать различия в производительности между ее представителями и другими работниками. Однако количественно определить вклад определенного сотрудника в производство товаров и услуг в большинстве фирм весьма затруднительно.
Проще всего решить поставленную задачку в спортивных командах, в которых принято множество объективных показателей производительности. В хоккее, например, в каждом матче подсчитывается количество отбитых вратарем шайб, бросков по воротам нападающих и защитников, количество силовых приемов, количество забитых игроками голов и результативных передач и т. д.
Изучение спортивных команд показывает, что в них достаточно широко распространена расовая дискриминация, большая часть вины за которую лежит на потребителях. В исследовании, опубликованном в «Journal of Labor Economics» в 1988 году, рассматривалась заработная плата баскетболистов. Его результаты показали, что черные игроки зарабатывали на 20 % меньше, чем белые игроки с равными способностями. Исследование также открыло, что игры команд с относительно большим числом белых спортсменов собирают и большие зрительские аудитории. Одно из объяснений заключается в том, что дискриминационное отношение потребителей приводит к тому, что черные игроки, в сравнении с белыми, приносят владельцам команд меньшую прибыль. В условиях такого отношения со стороны потребителей дискриминационное различие в заработной плате может сохраняться, даже если владельцев команд интересует только прибыль.
Когда-то аналогичная ситуация имела место и в бейсболе. Исследование, в котором анализировались данные конца 1960-х годов, показало, что черные игроки зарабатывали меньше, чем сравнимые с ними белые спортсмены. Более того, игры черных бейсболистов посещало меньше болельщиков, хотя черные бейсболисты показывали лучшие, в сравнении с белыми, результаты игры. Тем не менее изучение более поздних данных о размерах заработной платы в бейсболе не обнаружило доказательств дискриминационных различий в заработной плате.
Другое исследование, опубликованное в «Quarterly Journal of Economics» в 1990 году, было посвящено изучению рыночных цен на старые бейсбольные карточки игроков и подтвердило существовавшую в то время дискриминацию. Карты черных игроков продавались на 10 % дешевле, чем карты сравнимых с ними белых игроков. Карты черных, подающих мяч, продавались на 13 % дешевле, чем карты сравнимых белых. Полученные результаты предполагают существование потребительской дискриминации среди болельщиков бейсбола.