Банкротство спортивных организаций
Предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта является рискованным предприятием. В самой природе спортивного бизнеса заложен риск, т.е. вероятность того, что события будут развиваться незапланированным образом, а вместо прибыли могут образоваться убытки.
Спортивный бизнес устроен так, что никакие самые талантливые и опытные профессионалы не могут гарантировать стопроцентную надежность спортивной организации, ее прибыльную работу в течение длительного периода времени. Какие-либо внешние или внутренние факторы, такие, как конкурентные условия, потребительские предпочтения или снижение имиджа спортивной организации, могут в корне изменить характер коммерческой деятельности. В частности, она может стать малорентабельной или просто убыточной.
Подобный факт имел место в истории такой всемирно известной компании, как «Adidas». Многие годы после регистрации в 1949 г. торговой марки «Adidas» компания развивалась успешно, продукция фирмы хорошо продавалась, а ее глава, Хорст Дасслср, наладил прочные отношения с Международным олимпийским комитетом и Международной федерацией футбола.
Однако в восьмидесятых годах в спортивном мире наступил перелом — спорт стал частью шоу-бизнеса и модной индустрии. Спортсмены требовали денег за ношение одежды определенных марок; судьбы спортивных брендов все больше вершились не в профессиональном сообществе, а на массовом рынке. Время шло, и мир вокруг менялся. Довольный своим положением, «Adidas» меняться не собирался или просто не замечал происходящего. Есть в английском языке применительно к брендам такое словечко fat, которое означает «упитанный, оплывший, удовлетворенный собственным авторитетом на рынке».
Именно таким стал «Adidas». Но мир, который динамично развивается, не терпит медлительных, сытых фирм, он ежечасно ниспровергает привычные истины и сложившиеся картины. Т. Гэд, автор книги «4D Branding» пишет:
«Внезапно Adidas состарился раньше времени. Её стали воспринимать как нечто скучное, утилитарное, вчерашнее, что надевает папа, когда в воскресенье утром моет машину перед подъездом».
К 90-м годам XX в положение «Adidas» стало просто катастрофическим. Семья Дасслеров избавилась от компании, продав ее французскому предпринимателю Бериару Тапи, тогдашнему директору футбольного клуба «Олимпик-Марсель», который и принял решение радикально реформировать бизнес и возродить компанию.
В 1993 г. началась реанимация «Adidas» — целенаправленная, продуманная, активная. Собрав новую команду менеджеров, «Adidas» постепенно вернул себе утраченные ранее позиции.
Очевидно, что работать с постоянными убытками спортивная организация без внешней поддержки не может. Если спортклуб или иная коммерческая спортивная организация входит в период нерентабельной деятельности, когда ее долги неуклонно растут, то существуют лишь несколько способов выхода из создавшеюся положения:
- во-первых, принять неотложные меры по преодолению кризиса
- во-вторых, продать бизнес (как в рассмотренном выше примере с «Adidas») или объединиться с конкурентами посредством слияния
- в-третьих, объявить о своей неплатежеспособности (банкротстве)
Банкротство в спортивном бизнесе—довольно распространенное явление, так как трудности финансового характера испытывает преобладающая часть спортивных организаций. В основном это происходит из-за высокой заработной платы и гонораров профессиональных спортсменов. И если доля этих выплат в бюджете спортклубов велика, 60—70%, то всякое уменьшение денежных потоков из-за снижения спонсорской помощи или по причине банкротства финансовых партнеров, делает положение клуба очень уязвимым.
Так, в 2001 г. о своем банкротстве объявили сразу четыре узбекских футбольных клуба («Хнсор», ЦСКА, «Хива» и «Джамбай»), которые из-за финансовой несостоятельности отказались от участия в чемпионате Узбекистана.
В 2002 г. объявил о своем банкротстве медиагигант «Kirchmedia», который обладал правами телетрансляций всех матчей футбольного чемпионата Бундеслиги до 2004 г. При этом выплаты «Kirchmedia» составляли более половины дохода некоторых футбольных клубов Германии. В связи с этими событиями под угрозу банкротства попали сразу 36 футбольных клубов страны. Чтобы избежать процедуры банкротства, игроки некоторых команд добровольно сократили свою зарплату ни 25% и приняли па себя часть расходов но транспортному и гостиничному обслуживанию.
И наконец, в 2004 г. один из грандов европейского футбола — итальянский клуб «Парма» попал в тяжелое финансовое положение из-за банкротства своего основного спонсора — концерна «Пармалат» и вынужден был распродать своих лучших игроков.
Что же означает в экономическом плане процедура банкротства и кем она инициируется? Критерии банкротства в различных странах могут в значительной степени варьироваться, но, как правило, несостоятельной объявляется та спортивная организация, задолженность которой превысила оговоренную национальным законом величину (например, вдвое превышает рыночную стоимость самой спортивной организации). Заявить о своем банкротстве может или сама спортивная организация, или данную процедуру могут начать ее кредиторы, т.е. те люди или фирмы, перед которыми у спортивной организации имеются значительные задолженности.
Так, известный итальянский футбольный клуб «Лацио» мог быть в 2004 г. быть признан банкротом. Просьбу о признании банкротства «Лацио» подали адвокаты испанского полузащитника И Де ла Пеньи. Причиной тому послужило то обстоятельство, что клуб не полностью выплатил заработную плату футболисту. Де ла Пенья требовал у «Лацио» 500 тыс. дол.
Признание спортивной организации банкротом вовсе не означает, что весь персонал или спортсмены попадают под арест иди какие-либо иные санкции. Процедура банкротства с точки зрения закона и хозяйственной практики необходима для санации (финансового оздоровления) спортивной организации, а также для защиты ее от кредиторов. В случае признания банкротство компании или организации, закон ограничивает претензии кредиторов; при этом часть имеющейся задолженности может быть реструктурирована или списана.
На первом этапе банкротства спортивной организации не исключается возможность замены высших менеджеров. Но если и эта процедура не помогает, то тогда имущество банкрота распродается, а за счет вырученных средств погашаются претензии кредиторов. В числе кредиторов выступают спортсмены и тренеры, которым не выплатили заработную плату и премиальные, коммерческие банки, выдавшие спортивной организации кредиты; государство, недополучившее налоговые платежи и т.д. Претензии всех этих лиц удовлетворяются не в произвольном порядке, а в установленной законом очередности. Так, согласно российскому законодательству в первую очередь удовлетворяются требования тех спортсменов, перед которыми спортивная организация несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Во вторую очередь производятся расчеты с тренерами, спортсменами и персоналом, работающих по контракту. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом имущества. Далее уплачиваются налоги и удовлетворяются претензии всех иных кредиторов.