Пути совершенствования экономического механизма хозяйствования в АПК в переходный период
Глобальным направлением последовательного совершенствования динамически развивающегося экономического механизма хозяйствования в отечественном АПК является определение генеральной перспективы развития социально-экономического уклада и этапов перехода к конечным его рубежам. Наряду с использованием мирового опыта необходима выработка собственной национальной модели этого механизма, которая служила бы ориентиром для поэтапного перехода к ней. Очевидно, такой моделью может стать рыночный механизм функционирования экономически свободных частных и коллективно-долевых товаропроизводителей на ограниченно регулируемом внутреннем и зарубежном рынках. Ориентируясь на данную модель, можно поэтапно совершенствовать ныне действующий экономический механизм хозяйствования и прежде всего — механизм трансформации сложившихся хозяйствующих субъектов.
Главная цель такой трансформации состоит в формировании класса частных и индивидуально-долевых собственников на селе как подлинных хозяев на предприятиях, заинтересованных и ответственных за результаты производства государственной земельной собственности на индивидуальные квоты и превращение их в объекты частной собственности крестьян.
Назревает необходимость в дальнейшем совершенствовании рыночной среды. Государственный заказ на продажу сельскохозяйственной продукции заготовительным и перерабатывающим предприятиям нуждается в дальнейшей либерализации. Его целесообразно доводить не до конкретных субъектов хозяйствования, а до заготовительных и перерабатывающих предприятий, которые затем на сугубо добровольных началах вынуждены будут заключать взаимовыгодные договоры с производителями сельскохозяйственной продукции и сырья. Последние должны располагать правом беспрепятственного отказа от заключения подобных договоров, находя для себя более выгодных покупателей в условиях свободной конкуренции.
В существенном совершенствовании нуждается ценовой механизм экономических взаимоотношений на рынке АПК. Прежде всего это достижение ценового паритета в соотношении и динамике закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и оптовых — на промышленные средства производства. Всякое повышение оптовых цен должно в полной мере компенсироваться увеличением закупочных. Что касается розничных цен на социально значимые продукты, то они могут устанавливаться ниже уровня закупочных, а разница — покрываться за счет средств республиканского и местных бюджетов. Для отечественных товаропроизводителей целесообразно либерализовать условия внешней торговли и проникновения их на зарубежные рынки. В ближайшие годы в связи с предполагаемым созданием единой валюты в Беларуси и России потребуется полная унификация всех видов цен и тарифов в рамках общего рыночного пространства.
Уже в настоящее время очевидной является необходимость дальнейшего совершенствования финансово-налогового и кредитного механизмов. Фискальную политику государственного бюджета целесообразно сочетать с функцией экономической защиты оборотных средств хозяйствующих субъектов от рыночных потрясений и природных катаклизмов.
Взимание земельного налога с худших по качеству земель и у экономически несостоятельных предприятий вряд ли может быть оправданным. В процессе санации экономически несостоятельных предприятий сельского хозяйства представляется необходимым списание задолженности по выплатам штрафных санкций, пени и неустоек, а в последующем практически неизбежным окажется и списание всей просроченной задолженности предприятий по ссудам Агропромбанка, платежам по налогам и другим кредиторам. Необходимы более решительные меры по оздоровлению финансового состояния агропромышленных предприятий.
В отношении механизма банковского кредитования ощущается потребность предприятий АПК в более льготной плате за кредиты, упрощении порядка получения ссуд, первоочередном удовлетворении платежей по оплате труда, начислении процентов за хранение денежных средств предприятий на счетах в банке, последовательном введении предоплаты за продукцию, реализуемую сельскохозяйственными предприятиями перерабатывающим и торговым предприятиям.
Механизм имущественного страхования должен обеспечивать предприятиям АПК возмещение убытков не только от стихийных бедствий, но и недобора доходов из-за неблагоприятных погодных условий. Имущественная ответственность партнеров по договорным обязательствам должна предусматривать не только возмещение ущерба потерпевшей стороне, но и упущенную выгоду.
Механизм мотивации труда нуждается в совершенствовании путем установления жестких гарантий прожиточного минимума сельским труженикам за счет бюджетных и иных дотаций на формирование соответствующих централизованных фондов. Требует возрождения механизм полного и внутрихозяйственного расчета на предприятиях АПК. Отрицание его приемлемости сторонниками высокоразвитого рынка наносит ощутимый вред предприятиям переходной экономики, реальной практике.