Закон предложения по цене
Есть ли причинно-следственная связь между рыночной ценой и предложением?
Предположим, что на каком-то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать. Это показано на условном примере в шкале предложения.
Табл. Шкала предложения
Цена 1 кг яблок, руб. | Продавцы готовы продать, т |
20 | 25 |
15 | 15 |
13 | 9 |
10 | 6 |
8 | 4 |
5 | 2 |
Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают зависимость предложения от цены.
Закон предложения по цене характеризует следующую количественную зависимость предложения (П) от цены (Ц). Чем выше рыночная цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавца. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение.
Данную взаимосвязь можно наглядно представить на графике. На вертикальной оси будем отражать количественные данные, касающиеся независимой переменной (причины изменений). По горизонтальной оси указываются данные относительно зависимой переменной (следствия перемен).
Закон предложения по цене иллюстрируется на известном примере с продажей яблок. По оси ординат отложены цены на яблоки, а по оси абсцисс — количество яблок, которое продавец готов продать. Кривая П1 — П2, на графике показывает, как с ростом рыночной цены отдельные производители увеличивают объем продажи, и, наоборот, как предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.
Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение рыночной цены характеризует эластичность (гибкость) предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменений в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности (Кп):
Кп = Рост объема предложения, % / Рост цен, %
Эластичное и неэластичное предложение по цене
Предложение по цене бывает эластичным и неэластичным. Это различие особенно важно для производителя продукции, который заранее прогнозирует степень эластичности новых изделий.
Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Как показывает опыт многих стран, коэффициент эластичности предложения — при условии равновесия цен и за длительный период — имеет тенденцию к возрастанию, т.е. рост цен на определенную величину в несколько большей степени вызывает увеличение производства.
Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении рыночных цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же предложение слабо изменяется (по сравнению со спросом), ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров. Следовательно, знание динамики коэффициента эластичности предложения полезно для предвидения объема производства в зависимости от изменения цен.