Естественная монополия
Отрасль является естественной монополией, если одна-единственная фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это удалось бы двум или более конкурентам. Естественная монополия возникает в тех случаях, когда выпуск продукции выше необходимого уровня сопровождается экономией от масштаба. На рисунке отображены средние совокупные издержки фирмы, имеющей экономию от масштаба производства. В этом случае при любом объёме выпуска издержки минимальны тогда, когда продукцию выпускает единственная фирма. Иными словами, при любом объёме выпуска увеличение числа фирм-производителей ведёт к уменьшению объёма выпуска каждой и к увеличению средних совокупных издержек.
Рис. Экономия от масштаба как причина возникновения монополии. Когда кривая средних совокупных издержек фирмы является постоянно убывающей, имеет место так называемая естественная монополия. В данном случае, если производство распределено среди двух или большего числа фирм, каждая фирма производит меньший объём продукции, а средние совокупные издержки возрастают. Вследствие этого при любом объёме выпуска издержки минимальны тогда, когда производителем является единственная фирма.
Яркий пример естественной монополии — водоснабжение населённых пунктов. Чтобы обеспечить водой жителей города, фирма должна построить водопроводную сеть, охватывающую все его здания. Если бы в предложении данной услуги конкурировали две или более фирмы, каждая из них должна была бы нести постоянные издержки на строительство своего водопровода. Средние совокупные издержки на водоснабжение минимальны в том случае, когда весь рынок обслуживается единственной фирмой.
Некоторые товары обладают свойством исключительности, но не являются объектом соперничества. В качестве примера можно привести мост, движение по которому не отличается особой интенсивностью. Мост обладает свойством исключительности, потому что сборщик платы за проезд по нему может не разрешить кому-то воспользоваться предоставляемой услугой. Однако мост не является объектом соперничества, поскольку его использование водителем одной автомашины не уменьшает возможности других автомобилистов. Поскольку в данном случае неизбежны постоянные издержки на строительство моста, а предельные издержки от очередной поездки через реку пренебрежимо малы, средние совокупные издержки поездки через мост (равные отношению совокупных издержек к числу поездок) убывают с ростом числа поездок. Следовательно, мост является естественной монополией.
Если фирма является естественным монополистом, возможности подрыва её власти вновь вступающими на рынок конкурентами минимальны. Неуверенно могут чувствовать себя монополии, не обладающие ключевыми производственными ресурсами или полностью зависящие от решений правительства. Монопольно высокая прибыль привлекает новых желающих вступить на рынок, конкуренция обостряется. Напротив, вступление на рынок естественной монополии бесперспективно, так как конкуренты прекрасно понимают, что не смогут добиться таких же низких, как у монополиста, издержек, ибо при вступлении новой фирмы доля рынка приходящаяся на каждого его субъекта, уменьшится.
В некоторых случаях одним из факторов, определяющих возникновение естественной монополии, является размер рынка. Еще раз рассмотрим мост через реку. Когда население близлежащих районов невелико, мост может быть естественной монополией, так как он полностью удовлетворяет спрос на поездки через реку с низкими издержками. Однако по мере того как население растёт, нагрузка на переправу увеличивается и для полного удовлетворения спроса, вероятно, потребуется построить ещё один или несколько мостов через эту же реку. Таким образом, с расширением рынка естественная монополия может перерасти в конкурентный рынок.