Рубрика: Технология социальной работы

Актуализация содержания и проблем социального управления и социальной работы

Социальное управление

Современная картина мира претерпевает огромные изменения, которые не могут не отражаться так или иначе на всех сферах жизни и деятельности населяющих планету людей. Исследователи отмечают, что в современном мире осуществляется колоссальная по масштабам и глубине техническая революция, происходят коренные изменения во взаимодействии между обществом и природой. Эти гигантские сдвиги в конечном счете сочетаются с предопределенными ими же мощными интеграционными процессами, нарастающими на всех уровнях: от отдельных хозяйственных очагов в разных странах до субконтинентов (Западная Европа, Северная Америка, Южная Америка, Юго-Восточная Азия и др.). Одновременно с указанными кардинальными изменениями (и в большей мере на их побудительной основе) во всем мире идет демократизация общественной жизни, обновляются социально-классовые отношения, в которых непримиримые противостояния сдерживаются постепенным распространением реалистичного социального партнерства. В нашей стране происходит активный поворот от административно-плановой модели экономики к рыночно-предпринимательской, в системе социальной защиты складывается обновленная национальная модель, направленная на гуманизацию и стабилизацию социальных отношений.

Перемены в экономической, политической, социальной, духовной жизни влекут за собой изменения в организации и управлении соответствующими отраслями, в том числе и социальной сферой.
Современной организационно-управленческой деятельности в социальной сфере характерны следующие тенденции:

  1. Интернационализация или взаимопроникновение теоретических идей и практического опыта, которые стали возможными в результате издания значительного количества работ по этим проблемам, распространения программ обучения социальному менеджменту и социальной работе, широких международных контактов ученых и практиков, создания международных систем информации, активизации деятельности международных неправительственных организаций. Перед организационно-управленческой наукой и практикой в этих условиях возникает немало проблем. Важнейшая из них – уяснение того, что есть общее и особенное в управлении и социальной защите, какие закономерности, формы, методы организационно-управленческой деятельности являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран, в чем состоят особенности национального стиля в социальной деятельности, в организационном поведении, насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов в экономической и социальной сферах.
  2. Усиление внимания к различным формам демократизации организационно-управленческой деятельности. Сегодня демократизация претендует на одно из важнейших мест в научной и практической проблематике. Мотивация труда работников посредством собственно организационно-управленческой деятельности занимает центральное место в «новой философии» управления. Суть ее сводится к следующему:
    • децентрализация принятия решений
    • добровольное активное сотрудничество персонала и администрации
    • гуманизация и демократизация процесса труда и отношений
    • обеспечение личной свободы и независимости
    • создание условий для личного совершенствования
    • Акцент делается на консенсус, партнерство. И здесь важно преодолеть старые подходы, стереотипы, сложившиеся в прежний период, развить и утвердить взгляд на социальный менеджмент и социальную работу как на комплексные проблемы и деятельность, объединяющую усилия различных, а точнее – всех служб социального комплекса.

  3. Совершенствование всех сторон организационно-управленческой деятельности, включая техническое и технологическое обеспечение, развитие инновационных технологий. В материальной сфере речь идет об ориентации на выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции и получении прибыли по результатам ее реализации, о применении современных средств, обеспечивающих единство науки, техники, производства, потребления, а в итоге – удовлетворение потребителей в инновационном продукте. Инструментами выступают, рационализация организационных структур, форм, методов и средств управления на базе повышения качественного уровня всего потенциала организации – кадрового, информационного, технического и т.п. В полной мере это касается социальной сферы. Кроме того, речь идет о совершенствовании человековедческих технологий, использующихся в социальном менеджменте, новых формах организации работы по показанию помощи нуждающимся.
  4. Совершенствование кадрового потенциала организационно-управленческой деятельности, пожалуй, следует рассматривать как актуальнейшую из актуальных проблем и тенденций: необходимы перемены по многим направлениям работы с кадрами, особенно с учетом грядущей информационной эры, в условиях которой формируется новая социальная группа – когнитариат, ее мощь основывается на использовании интеллекта, а не мускульной силы. Когнитариат, имеющий доступ к информации и наделенный высокой культурой, является ключевым ресурсом, эффективное использование и наращивание которого становится центральной задачей управления. Его социальная функция, согласно современным трактовкам, в том, чтобы непрерывно повышать роль и значение человека не только в интересах роста эффективности человеческой деятельности, но и для реализации заложенных в личности потенций саморазвития. Исходя из таких посылок, новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как стиль руководства, квалификация и управленческая культура сотрудников, мотивация их поведения и реакция на нововведения, существенно повышается значение организационной культуры, т.е. системы ценностей, норм поведения, установок, принятых в качестве ориентира в данной организации. В системе социального менеджмента особую значимость приобретают нравственно-этические нормы, качество человековедческих технологий, подготовка, переподготовка и развитие кадров социальных служб.
  5. Необходимость дальнейшего развития организационно-управленческой науки. Эта тенденция и проблема имеет прямое отношение к организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты, развитию ее теории. Научная разработка этих проблем в современных условиях приобретает решающее значение. В структуре Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь функционируют специальные звенья, занимающиеся научно-информационным обеспечением социальной защиты населения, внедряются новые формы организации социальной работы.
  6. Социальная работа все в большей мере приобретает системно-комплексный характер, требует усиления координационно-прогностической роли органов управления на всех уровнях системы социальной защиты Республики Беларусь. Для теории и практики социального менеджмента – это особая задача.
  7. Актуальность приобретают проблемы организационно-управленческого обеспечения стандартизации и повышения качества социальных услуг. Определение стандарта как образца, своеобразного эталона в виде нормативно-правового документа, устанавливающего основные требования к качеству и объему социальных услуг, регламентирующего деятельность социальных служб в масштабах государства и его регионов, предусматривает разработку, принятие и контроль за соблюдением стандартов различных уровней – таких как международные стандарты; национальные (государственные); региональные; частные (локальные) стандарты, адекватные отдельным видам социального обслуживания; стандарты отрасли; стандарты социального учреждения и т.п. Стандарты законодательные (обязательность для выполнения службами и работниками), рекомендательные стандарты (научно-методические рекомендации, комплекс требований к качеству социальных услуг и др. технологические рекомендации и требования).

Итак, социальный менеджмент ощущает на себе те перемены, которые происходят в окружающем нас мире, в организационно-управленческой деятельности. Вместе с тем он имеет свою специфику, свои закономерности, принципы, свой субъект и объект, существенно отличающиеся от управленческой деятельности в других сферах.

Важным здесь является понимание того, что система современной социальной защиты включает:

  • социальную защиту процесса формирования и развития личности
  • социальную защиту среды формирования и развития личности
  • социальную защиту прав человека
  • целевую социальную защиту, выражающуюся в разработке и реализации постоянных и краткосрочных соответствующих социальных программ
  • и т.д.

Каждое из этих направлений представляет собой достаточно сложный комплекс задач, мер, методик, и, конечно, действий социальных структур на разных уровнях.

Comments are closed .