Рубрика: Предпринимательство

Проблемы групповой сплоченности в предпринимательстве

Предпринимательство вполне может осуществляться одним человеком, и наиболее важным фактором в этом деле является, несомненно, его мотивация, однако современное предпринимательство в подавляющем большинстве случаев не может обойтись без привлечения и координации усилий других людей (сотрудников, компаньонов, партнеров, наемных работников и т. п.). В этом случае одной из важнейших психологических проблем является сплоченность группы, участвующей в предпринимательстве.

Предприниматель, естественно, стремится сплотить вокруг себя людей с наилучшими деловыми и профессиональными качествами, однако непосредственно воспользоваться этими качествами он может только тогда, когда, во-первых, создается определенное отношение между участниками предприятия, которое позволяет им вместе работать, а во-вторых, обеспечивается такая организация предприятия, которая обусловливает оптимальное взаимодействие индивидуальных усилий, чтобы совокупный (аддитивный, эмерджентный) эффект совместной работы превосходил простую сумму усилий отдельных индивидов. И первое, и второе возможно лишь в том случае, когда каждый член предпринимательского коллектива отождествляет свои цели и ценности с целями предприятия и ценностями группы.

Итак, поскольку современное предпринимательство, как правило, осуществляется через совместное действие людей, то есть через предприятие в изначальном смысле этого слова важной основой успеха предпринимательства является сплоченность участников предприятия: зачастую мера прибыли напрямую зависит от того, насколько сплоченной является команда, занимающаяся добычей этой прибыли под руководством предпринимателя. Сплоченность как социально-психологическое проявление деятельности группы людей детерминируется объективными условиями конкретной сферы ее жизни.

От понятия «сплоченность» следует отличать целый ряд близких к нему психологических категорий — таких, как конформизм, социально-психологическая совместимость и интеграция.

Предпочтительным, по-видимому, следует считать понимание сплоченности как функции групповой деятельности. В результате анализа социально-психологической литературы можно сделать вывод о том, что понятие «сплоченность» является достаточно распространенным, но не имеющим сколь-либо четкой характеристики.

Формирование целостного подхода к изучению групповой сплоченности в качестве первого этапа предполагает решение двух вопросов:

  1. какова внутренняя структура системы внутри групповых связей и отношений, подлежащих интеграции в процессе сплочения?
  2. каковы те объективные закономерности развития совместной деятельности, которые порождают и воспроизводят само явление сплоченности?

Естественно, что при деятельностном подходе к анализу групповых процессов действительной реальностью социально-психологических явлений в группе служит не что иное, как система имеющих вполне объективную природу связей и отношений между членами данного коллектива. Поскольку эта система выступает не иначе как система активности, в совокупности реализующих ее взаимосвязанных и соподчиненных процессов и тенденций, есть основания групповую сплоченность считать тем моментом этих процессов, который обеспечивает их развертывание и функционирование, а следовательно, и эффективность. Это предполагает, прежде всего, рассмотрение самой сплоченности как связной системы интегративных процессов. Их отличительная особенность состоит в том, что они не обладают собственной «отдельной» предметностью, а принимают предметность тех или иных реальных тенденций и процессов развития внутригрупповой активности.

Таким образом, основным фактором групповой сплоченности является сама по себе групповая активность, то есть совместная деятельность людей, направленная на достижение единой цели (в данном случае эта цель устанавливается предпринимателем).

В таком случае изучение сплоченности как таковой с необходимостью требует обращения к содержательному анализу функционирования системы внутригруииовой активности в целом. Иначе говоря, основой осмысления групповой сплоченности может явиться лишь целостная теория, адекватно описывающая внутреннее строение системы активности группы, реализующей определенную предпринимательскую цель.

В отечественной социальной психологии наиболее плодотворным приближением к такой теории является стратометрическая концепция групповой активности, разработанная А.В. Петровским. В методологическом плане стратометрическая концепция представляет собой распространение на области социальной психологии групп и коллективов одного из ведущих принципов отечественной психологической теории в целом — принципа опосредованности.

В качестве основного фактора, опосредующего характер активности в группе, выделяется и экспериментально исследуется реальное содержание совместной деятельности, ее цели, задачи и ценности. Согласно этой концепции структура внутригрупповых отношений может быть представлена как многоуровневая, состоящая из различных по степени опосредованности содержанием совместной деятельности слоев (страт) отношений.

Такой подход позволяет рассмотреть феномены сплоченности, экспериментально исследованные в отечественной и зарубежной социальной психологии, как частные проявления интегрированности преимущественно двух «верхних» слоев внутригрупповой активности. Оба эти слоя представляют собой определенный континуум собственно межличностных взаимоотношений: от непосредственных до обусловленных целями, задачами, ценностями совместной деятельности. Взаимоотношения, составляющие полюса континуума, существенно не совпадают по своим качественным характеристикам, но относятся тем не менее к одному глобальному «пласту» активности в группе. Отличительной чертой этого «пласта», объединяющего два внешних «слоя», является то, что объектом активности индивидов здесь выступают прежде всего другие индивиды — члены данного коллектива. Ближайший эффект функционирования таких отношений — изменение межличностных связей в сфере общения. Этот пласт отношений — необходимая, но не исчерпывающая часть групповой активности: кроме него существует пласт активности, объектом которой является прежде всего тот предмет, на который направлена деятельность группы, то есть, собственно, определяемая процессом предпринимательства добыча определенных благ.

Таким образом, групповая сплоченность базируется, главным образом, на характере активности группы, а последняя, в свою очередь, основывается на системе общих целей, задач и ценностей, задаваемых организатором данной активности. Организатором в нашем случае выступает предприниматель, формирующий соответствующие цели, задачи и ценности в соответствии со своим предпринимательским интересом. Именно система целей, задач и ценностей, вытекающих из характера предпринимательства, составляет предметность групповой сплоченности предприятия.

Предпринятая А.Н. Леонтьевым разработка общепсихологической теории деятельности позволяет определить предметность как системообразующее начало деятельности, такую ее характеристику, которая детерминирует целостность реализующих эту деятельность психических процессов. Значение этой характеристики, несомненно, распространяется и на анализ совместной деятельности: именно предметность здесь выступает основой и стержнем социально-психологической интеграции коллектива как совокупного субъекта осуществления деятельности.

Выделение и исследование предметного пласта активности или собственно деятельности группы для построения целостной концепции коллектива имеет принципиальное значение. Во-первых, позволяет характеризовать группу как элемент общей социально-психологической системы, посредством санкционирования условий и характера деятельности, задающей нормативы и цели ее функционирования. Во-вторых, тем самым открывает путь изучения действительных общественных детерминант внутренних социально-психологических механизмов существования и развития группы, реальные источники и природу которых невозможно понять, специально не рассматривая саму группу как особый способ реализации деятельности, заданной в процессе предпринимательства. Именно этот реализующий цели совместной деятельности пласт внутригрупповой активности является базовым для всей системы отношений в группе, выступает основной детерминантой социально-психологических эффектов в сфере собственно межличностных отношений.

Существенной стороной предмета совместной деятельности являются его ценностные характеристики, обусловленные включенностью деятельности определенной группы в систему общественных отношений в целом. Развертывание структур деятельности, ее эффективность в значительной степени детерминированы мерой единства коллектива в реализации ценностного содержания предмета совместной деятельности. Исследование ценностной стороны коллективной деятельности есть поэтому необходимое условие построения адекватной групповой динамики, а значит и анализа интегративных процессов в коллективе. Здесь впервые открывается возможность изучить наиболее глубокие основы интеграции коллектива — ценностное единство как акт опосредования индивидуальных деятельностей единым ценностным содержанием предмета — совместной деятельности. В качестве объективного показателя групповой сплоченности ценностное единство является важнейшим фактором включенности группы в деятельность всей социальной системы, мерой действительной коллективности данной социальной общности.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: ради обеспечения максимальной эффективности осуществления предпринимательства посредством совместной деятельности предприниматель должен способствовать возможно большей сплоченности организуемого им коллектива; в целях наибольшей сплоченности коллектива необходимо, чтобы все члены группы были связаны групповой активностью, в особенности на ниве реализации своих профессиональных способностей, и имели возможность оптимального взаимодействия; данное взаимодействие возможно исключительно на основе благоприятных внутригрупповых отношений, общей заинтересованности в результатах своего труда и наличии ценностного единства. При этом последнее выступает важнейшим показателем групповой сплоченности.

Разработка проблем групповой сплоченности в западной психологии

Сплоченность достаточно мало разработана в социальной психологии. В зарубежной психологической литературе (М. Дойч, 1949; И.Р. Френч, 1950; Л.М. Нортвей, 1952; Г. Альберт, 1953; Х.Х. Иенингс, 1959; Э. Жак, 1961; Т. Ньюком, 1965; М. Клайн, 1966; Я. Яношек, 1966 и др.) сплоченность рассматривается как состояние удовлетворенности основными сторонами рабочей ситуации, пишется об условиях, ее обеспечивающих, в первую очередь, о наличии групповой цели и взаимных симпатий (А.П. Гаре, 1959, 1963). Частота общения и взаимодействий повышает сплоченность (Г. Беккер и А. Бесков, 1961; Л. Фестингер, 1964; С. Шахтер, 1951 и др.), в результате чего у членов группы создается чувство «мы» (А. Асай, 1961).

Заслуживают внимания представления Р. Геланко (1966) о специфической форме социализации личности в трудовых коллективах, которая происходит путем овладения участников новыми ролями, функциями, обогащения их личностных харак-теристик необходимыми для группы качествами. Такая социализация членов коллектива, по всей видимости, «есть развитие последнего в сплоченный коллектив. Однако, как отмечают некото-рые исследователи, подобная концепция, называемая также кон-цепцией групповой динамики, характеризуется целым рядом существенных методологических ограничений в исследовании групповой сплоченности.

Следствием внутренних ограничений концепции групповой динамики явилось представление о «результирующей» удержи-вающих индивида в группе сил, отождествляемой в американских исследованиях с «ядром» групповой сплоченности. Это представление постулировало эмоциональное притяжение к группе, привлекательность ее, удовлетворенность членством в ней в качестве главных образующих группового сплочения. Литература по проблеме сплоченности в основном и представлена исследованиями привлекательности группы и удовлетворения от пребывания в ней (Д. Картрайт, А. Зандер, Д. Морено, С. Шахтер, К. Век и др.). Соответственно такому пониманию групповой сплоченности разрабатывались и способы ее измерения. Здесь можно выделить два тесно соприкасающихся и часто комбинируемых в целях взаимодополнения подхода. Один представляет собой измерение взаимной эмоциональной привлекательности между отдельными членами группы (методический аппарат, либо социометрическая техника в различных вариантах, либо специальные вопросы со шкалированными ответами). Другой методический подход основан на эмоциональной оценке группы в целом, выявляемой с помощью техники шкал.

Выделенные американскими авторами главные переменные групповой сплоченности: мотивационная основа привлекательности группы (соображения безопасности, денег, признания и пр.); побудительные свойства группы (престиж, цели, характеристики членов группы и т.п.); ожидание субъектом благоприятных (отрицательных) последствий от членства в группе; уровень сравнения субъекта (эталон, с помощью которого он оценивает «привлекательность» отношений), но существу, предопределены направленностью технических средств измерения сплоченности, акцентирующих прежде всего момент потребительски-эмоциональной приверженности индивида к группе и ее членам.

Отсутствие четкой концепции групповой сплоченности обусловило значительную произвольность в выборе факторов и детерминант этого явления. В работах западных психологов анализируются теоретические и экспериментальные исследования наиболее часто отмечаемых факторов сплочения группы: сходства между членами группы, особенностей взаимодействия в группе, стиля лидерства в группе, целей группы (Л. Фестингер, Т. Ньюком, М. Дойч, К. Левин, Г. Хоманс, Б. Колинз и др.). Анализ позволил выявить существенные ограничения, свойственные в целом подходу западной социальной психологии к изучению данного феномена.

Эти ограничения связаны с более или менее единой ориентацией различных авторов на представление о социальной группе как сугубо психологическом единстве индивидов, рассмотренном вне контекста системы.

Comments are closed .