Рубрика: Предпринимательство

Мотивационная теория «инстинктов» как теоретическая основа двухфакторной модели личности предпринимателя

В настоящее время в зарубежной экономической психологии наметилась тенденция теоретического осмысления экспериментальных данных и моделей личности предпринимателя. Интерес представляют попытки рассмотреть предпринимательство как многомерный феномен, включающий целую систему переменных и определяемый целой системой факторов. Предлагаются системные модели личности предпринимателя, которые не ограничиваются односторонним анализом либо внешних, либо внутренних факторов его становления. Переход от идеи «психологического класса» к идее непрерывного континуума выраженности предпринимательских черт в популяции, т.е. «от психологических черт наемного рабочего до психологических характеристик инновационного предпринимателя» — вот главная отличительная черта этого направления.

Наиболее разработанной в русле данного подхода является модель предпринимательской личности, предложенная К.Э. Вернеридом. По мнению автора, люди не делятся на предпринимателей и не предпринимателей, а «различаются в том, сколько предпринимательских усилий они осуществляют, а также в степени предпринимательства, включенного в эти усилия. Переход от одного полюса континуума к другому осуществляется очень плавно и подразумевает существование множества промежуточных психотипов с различной степенью выраженности предпринимательских характеристик у людей самых разных профессий и сфер деятельности.

Модель, предложенная К.Э. Вернеридом, является попыткой интегрировать основные идеи всех предшествующих исследований, осуществленных в русле социодинамического и психо-динамического подходов. При этом автор рассматривает предпринимательскую деятельность как систему взаимодействия «личность-ситуация». Модель личности представлена в виде трехмерного пространства, в котором выделяются измерения: «риск», «инновация», «целеустремленность», а модель поведения личности в ситуации базируется на теории инстинктов В. Макдаутала.

В. Макдаугалом используется расширительная трактовка инстинкта как склонности, формы целенаправленной активности, в структуру которой включаются различные компоненты: познавательные, эмоциональные, побудительные и поведенческие. Исходя из данной теоретической посылки, К.Э. Вернерид реконструирует предпринимательскую деятельность как систему и формулирует три главных вопроса:

  1. Воспринимает ли человек проблемную ситуацию как определенную «возможность» для себя;
  2. Испытывает ли он чувство позитивного эмоционального возбуждения от таких ситуаций;
  3. Ведет ли такая ситуация и реакция на нее к возникновению побудительного импульса к соответствующей деятельности?

На первый вопрос К.Э. Вернерид отвечает следующим образом: восприятие проблемной ситуации как возможности реализации своих планов возникает, если риск субъективно оценивается предпринимателем как низкий, т.е. предприниматель обладает «иллюзией контроля» над ситуацией и воспринимает свои навыки как релевантные ее сложности.

Утвердительно отвечая на второй вопрос, К.Э. Вернерид полагает, что позитивное возбуждение от проблемной ситуации, оцененной как «возможность», может возникнуть, если в мотивационной структуре личности преобладают мотивы «поиска новизны» и достижения значимых целей, обеспечивающие целеустремленность деятельности личности.

Ответ на третий вопрос состоит в том, что сочетание мотивирующего эффекта поиска новизны и целеустремленности деятельности с эффектом «иллюзии контроля», основанной на высокой уверенности в себе, обеспечивает активизацию предпринимательского типа поведения. Оценка предпринимателем определенной комбинации факторов как «возможности» способствует росту чувства «возбуждения» в ответ на новое и значимое. Это рождает импульс к деятельности.

Предлагая теорию взаимодействия двух факторов — личности и ситуации, К.Э. Вернерид остается в рамках двухфакторной парадигмы анализа. Опираясь на разработки ситуационно- ролевых моделей, К.Э. Вернерид вводит понятие «ситуационный контекст» — субъективное восприятие предпринимателем параметров ситуации. Вслед за авторами концепции социального научения К.Э. Вернерид полагает, что «предприниматель обучается предпринимательству через разнообразные попытки деятельности». В то же время опираясь на наработки психодинамического подхода, К.Э. Вернерид синтезирует теорию риска с теорией атрибуции и локуса контроля. Однако, вводя понятие «иллюзии контроля», исследователь рассматривает не сами по себе склонность к риску и интернальный локус контроля как типичные характеристики или «черты» предпринимателя, а субъективное восприятие уровня риска и оценку своих способностей как релевантных или не релевантных ситуаций. К.Э. Вернерид утверждает, что предприниматель действует только в ус-ловиях субъективно низкого риска, когда на основе высокой оценки своих способностей возникает чувство контроля над ситуацией.

Тем не менее, вопросы о том, каковы причины преобладания в мотивационной структуре личности мотивов поиска новизны и достижения, что стоит за редуцирующим риск восприятием ситуации, почему человек с большей вероятностью оценивает себя как способного к овладению ситуацией, остаются открытыми.

Вне сомнения, за рубежом накоплен большой опыт исследования и развития предпринимательства. Однако не следует механически переносить этот опыт на отечественное предпринимательство, прежде всего потому, что все существующие в зару-бежной экономической психологии концепции и модели относятся к западному типу предпринимателя, тогда как российское предпринимательство характеризуется рядом исторических, социокультурных, экономических, политических и национальных особенностей, о которых было сказано выше.

Отсутствие единой методологии, эклектичность теоретических подходов к проблеме, ограниченность культурно-историческим контекстом затрудняет использование наработок зарубежной экономической психологии. Большинство рассмотренных концептуальных моделей личности предпринимателя основаны на отдельных объяснительных принципах, редко описывающих личность предпринимателя как целостность, с учетом этических аспектов его деятельности, концентрируют свое внимание на отдельных личностных чертах и характеристиках.

Несмотря на огромное количество теоретических подходов и прикладных исследований личности предпринимателя в зарубежной экономической психологии отсутствует универсальное теоретическое основание, которое бы объясняло все механизмы и процессы деятельности предпринимателя. Все описанные подходы к анализу личности предпринимателя, существующие в зарубежной экономической психологии, остаются в рамках двух-факторной модели детерминации развития личности. Сторонники социодинамического подхода прогнозируют предпринимательскую деятельность на основе варьирования ситуационных факторов и утверждают: что типичного предпринимательского профиля не существует вовсе. Представители психодинамического подхода строят прогнозы относительно поведения предпринимателя на основе выделения присущих ему специфических характеристик, предрасположенностей к действиям, абсолютизируя фактор «диспозиции» и игнорируя фактор «среды». В рамках теории «предпринимательских черт» осуществляется поиск типичных характеристик успешного предпринимателя и составляется психологический профиль «успешности».

Мотивационные теории предпринимательства, также оставаясь в рамках психодинамического подхода, рассматривают мотив «достижения» как универсальную предпринимательскую личностную черту, однозначно предопределяющую все остальные характеристики предпринимательской деятельности, т.е. мотив трактуется как центральное динамическое образование, в котором сконцентрированы свойства личности как целого.

Общей методологической основой любых схем двухфакторной детерминации развития личности является «антропоцентри-ческая парадигма мышления». В рамках этой парадигмы «сущность человека предполагается в самом человеке либо в воздействующей на него среде», т.е. человек изучается «вне мира», а мир «вне человека». Следующей методологической посылкой двухфакторной модели личности является то, что человека по-мещают в «искусственные миры» среды и культуры.

В любой двухфакторной модели существует представление о формировании и развитии личности как об адаптивном процессе. И многие модели личности предпринимателя имеют рационалистический характер, поскольку описывают человека, который выбирает наиболее или максимально полезную альтернативу, взвешивая всю её ценность. При этом между намерением выполнить действие и его реальным выполнением, как считается в рационалистической модели личности предпринимателя, не сушествует никаких опосредующих процессов, т.е. описывается человек, фактически выполняющий только те действия, которые он хочет и может выполнить, в реальности же существуют ситуации, когда человек вынужден реализовывать нежелательные тенденции и отказываться от выполнения желательных.

Кроме того, мотивационные теории предпринимательства оставляют за рамками исследования содержательно-смысловую наполненность того или иного мотива, описывая лишь побудительный уровень мотивации.

Безусловно, возможно использование опыта зарубежных исследований по психологии предпринимательства, однако необходим учет вышеперечисленных особенностей. Вместе с тем актуальными задачами для отечественных исследований являются: создание психологического портрета отечественного бизнеса, выявление психологической специфики отечественных предпринимателей, как потенциальных, так и реальных. Тем более, что все большее распространение получают попытки внедрения западных рыночных моделей в российскую экономику.

Преодолеть методологическую ограниченность рассмотренных подходов можно лишь в случае рассмотрения личности предпринимателя как некой целостности, а не отдельных черт, мотивов, ценностей и т.д., и выделение критериев этой целостности. Критерием целостности личности мы предлагаем считать целостность ее мотивации.

Кроме того, личность предпринимателя следует рассматривать как носителя определенного образа жизни с характерным мировоззрением и самосознанием. Такой подход предполагает «выявление реального содержания социального и культурного «качества жизни». «Качество жизни» — это потребности, интересы и стимулы деятельности людей, входящих в ту или иную общность, а также традиции, нравы, обычаи, общепринятые ценности, которые обуславливают специфику жизни людей, ее духовно-нравственный климат и психологическую атмосферу».

Думаем, что необходим анализ личности предпринимателя как субъекта, который выбирает свой индивидуальный экономический стиль деятельности и формирует собственную модель экономического успеха в рамках определенного образа жизни. Следует обратить внимание и на такой аспект рассмотрения пред-принимателя как носителя предпринимательского профессионального этоса, его ценностей и идеалов, стереотипов и символов.

Реализация вышеобозначенных задач требует разработки системного подхода к анализу личности предпринимателя, который предполагает выделение системообразующего фактора, переход к анализу опосредующих механизмов самодетерминации и саморегуляции, рассмотрение этикосмысловых структур личности. Для этого необходимо перейти от анализа неадаптивных мотивационных тенденций содержательно-смыслового уровня, от анализа рационалистического механизма реализации намерения к анализу опосредующих механизмов между намерением выполнить действие и его реальным исполнением, к исследованию «своеобразной, центральной по сравнению с конструктом «мотив» инстанции, традиционно обозначаемой в исследованиях личности термином «Я» или многочисленными терминами типа «образ Я», «представление о себе», «самооценка», саморегуляция», «самоконтроль».

Comments are closed .