Рубрика: Инновационный менеджмент

Методология принятия решений в инновационном менеджменте

Методология принятия решений в инновационном менеджменте базируется на интеллектуальном про­дукте, который представляет собой потенциал  системы знаний науки управления о методах воздей­ствия на людей в процессе инновационной деятельности, не имеющий рыночной стоимости.

Фундаментальные теоретические исследования (ФТИ) и поисковые научно-исследовательские работы (НИР) образуют потенциал знаний для инновационной деятельности.

Все Фундаментальные теоретические исследования начинаются, как правило, с постановки научной про­блемы. Выдвижение гипотезы или группы гипотез есть путь движения познания к новым результатам. Если гипотеза соответствует достоверному знанию и не содержит формально-логических противоречий, она превраща­ется в теоретически разработанное знание, теоретическое воспроизведение действительности, а в отдельных случаях приводит к откры­тию.

Ученые стремятся использовать новое научное знание для практической реализации по удовлетворению потребностей об­щества. С этой исходной позиции выполняются все поисковые научно-исследовательские работы. При проведении поисковых НИР постановка проблемы отождеств­ляется с выдвижением научно-технической идеи о материализации теоретического знания. Важнейшим результатом поисковых НИР яв­ляется научное обоснование методов использования на практике те­оретических знаний и открытий.

В целостной системе инновационной деятельности прикладные  исследования и разработки проводятся после выполнения поисковых НИР. По своей сущности прикладные НИР могут предшествовать опытно-конструкторским работам (ОКР) или выполняться параллельно с ними, после них, а также иметь са­мостоятельное направление (например, в области организации про­изводства, по проектированию систем управления и др.). Основной целью прикладных НИР является определение количественных характеристик метода удовлетворения той или иной потребности экономики об­щественного производства. Количественное подтверждение они находят в процессе выполнения ОКР.

Основные этапы инновационных процессов и источники их финансирования:

Непосредственно инновационный процесс начинается с этапа про­ведения поисковых научно-исследовательские работ. Завершаются поисковые НИР обновлением  и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Они проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-техничес­ких организациях промышленности персоналом высокой научной квалификации и финансируются в основном из государственного бюджета и на безвозвратной основе.

На втором этапе инновационного процесса проводятся приклад­ные НИР. Их выполнение связано с высокой вероятностью получе­ния отрицательных результатов. Поэтому возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР, когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер и называются рискоинвести­циями. Прикладные НИР выполняются во многих научно-техничес­ких организациях промышленности и вузах с различными тематичес­кими направлениями исследований и разработок. Они финансируют­ся как за счет средств государственного бюджета (по государствен­ным научно-техническим программам, а также на конкурсной осно­ве), так и за счет отдельных заказчиков в лице крупных организаций промышленности, акционерных обществ, коммерческих фондов и венчурных рискофирм.

На третьем этапе выполняются опытно-конструкторские и проектно-конструкторские работы, связанные с разработкой аванпроектов, эскизно-техническим проектированием, выпуском рабочей конструкторской документации, изготовлением и испытанием опытных образ­цов. Эти работы проводятся как в специализированных лабораториях вузов, в КБ и на опытных заводах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства промышленных организаций.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным фазам жизненного цикла товара. При запуске в произ­водство требуются крупные инвестиции для реконструкции производ­ственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельно­сти и др. На этом этапе  реакция рынка на нововведения еще неизвестна и риски отторжения предлагаемого товара весьма вероятны. Поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер. На финансирование работ по четвертому этапу, связанных с освоением масштабного производства новой продукции и последующим совершенствованием технологии за счет нововведений-процессов, потребуется в 6—8 раз больше затрат, чем на расхо­ды на  исследования и разработки. Основным источ­ником инвестиций являются собственные средства организаций, ак­кумулируемые в специальных фондах на эти цели, а также заемные средства (банковские кредиты).

Comments are closed .