Рубрика: Экономика СССР

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство является основным сектором советской экономики, который обеспечивает около четверти ВВП и занимает около пятой части трудовых ресурсов страны. По размеру возделываемой площади, около 230 млн. гектаров, СССР занимает ведущее место в мире. Большая часть этой площади засеяна зерновыми и кормовыми культурами; в целом половина стоимости производства обеспечивается продукцией животноводства. 97% возделываемой площади разделена почти поровну между крупными совхозами и колхозами. Остальная часть приходится на личные участки, составляющие до половины гектара. Эти участки используются для производства ценных культур; основные ресурсы и услуги обеспечиваются совхозами или колхозами. Продукция обеих отраслей сельского хозяйства (выращивания сельскохозяйственных культур и животноводства) демонстрирует значительные региональные различия, так как производство было начато и продолжается в районах, мало пригодных для этой цели.

СССР является крупнейшим производителем пшеницы. Урожай советской пшеницы составляет 1,7 метрич. тонны с гектара, что значительно ниже, чем в странах Европейского сообщества, но находится на уровне урожаев Северной Америки; использование ресурсов на единицу продукции высоко. Надои молока на одну корову в СССР сравнительно низки, всего половина от надоев в Европейском сообществе и 40 % от уровня в США.

Несмотря на благоприятное положение с точки зрения ресурсов, СССР является нетто-импортером пищевых продуктов. Средний импорт составляет несколько ниже 20 млрд. американских долларов в год, причем около половины этого приходится на зерновые и сахар. Такая потребность в этом импорте в значительной степени объясняется неспособностью эффективно обработать и распределить пищевые продукты и клетчатку, которых в стране производится достаточно. Потери продовольствия почти равны импорту его. Значительные потери являются результатом нехватки упаковочного материала, складского оборудования, устаревшей технологии по обработке, неполноценности и ненадежности транспорта. Кроме того, равнодушие к окружающей среде в использовании производственных методов снизило производительность, вследствие деградации почвы и водных ресурсов, и привело к загрязнению пищевых продуктов. Потери скоропортящихся продуктов, например, фруктов, овощей и картофеля, по оценкам достигают 40% от всего урожая. Потери пшеницы оцениваются приблизительно в 20% по сравнению с 2% в США.

Как и другие отрасли, сельское хозяйство страдает от хронических проблем, вызванных извращением цен, неэффективностью его предприятий, расточительством и хищением на всех этапах и необдуманными слабоокупаемыми инвестициями. Торговля находится под строгим государственным контролем; жесткие ограничения, кроме прочего, влияют на импорт белковых кормов, что приводит к неэффективному использованию зерна в то время, как заниматься розничной торговлей кооперативам запрещено, а участие отдельных производителей в ней строго ограничено.

Наблюдается значительное колебание базовых цен в зависимости от района. Например, базовая закупочная цена на молоко колеблется по республикам в пределах 75%. Кроме того, цены закупки у частных производителей обычно ниже, чем у совхозов. В дополнение к этому, надбавки, которые в основном зависят от издержек производства, используются в качестве налогов на эффективных производителей и субсидий для неэффективных. Розничные цены на многие продукты питания в официальных торговых точках оставались без изменения с начала шестидесятых годов, несмотря на рост темпов инфляции и производственных затрат, что потребовало роста субсидий. На продукты молочно-мясного животноводства приходится три четверти субсидий на пищевые продукты; структура потребления отличается по районам, причем более богатые районы получают больше субсидий. Избыточный спрос при субсидируемых ценах привел к нехваткам и коррупции при одновременном расточительном отношении к продуктам. Большую долю обычной розничной торговли продуктами заменили дорогостоящими каналами распределения. От такой системы распределения одинаково страдает бедная часть населения и государственный бюджет. Сельские жители имеют более ограниченный доступ к субсидируемым продуктам из официальных торговых точек и должны платить больше за продукты, приобретаемые в других магазинах или на рынке.

Как и в сфере предпринимательства современная сельскохозяйственная система предоставляет работникам и руководству ограниченную автономию в принятии решений и мало стимулирует повышение эффективности труда. Какими бы ни были затраты, они покрывались за счет повышения закупочных цен, производственных субсидий и задолженности. Роль сельскохозбанка заключалась в том, чтобы быть агентом по переводу денежных средств, а не по обеспечению ссуд.

В декабре 1989 г. половина непогашенных долгов сельского хозяйства была списана, однако, даже после этого унаследованные активы сельскохозяйственной банковской системы, недавно переведенной на коммерческую базу, вызывают сомнение. Сельское хозяйство и связанные с ним сельская инфраструктура, пищевая промышленность и поставка сельскохозяйственных ресурсов поглотили около трети общих капиталовложений за последние 25 лет, и все-таки сельскохозяйственная и сельская инфраструктуры по-прежнему не развиты, технология пищевой промышленности устарела, а сельхозпоставки низкого качества.

Ухудшение реализации и распределения продукции по всей стране в 1990 г., приведшее к росту автаркии и бартерных сделок между республиками, особенно отрицательно сказалось на сельском хозяйстве. Попытки перенести расходы на местный уровень с одновременным усилением местного контроля над розничными ценами привели к возникновению препятствий для поставок из отдельных районов и к образованию местных закупочных цен ниже расходов, связанных с уборкой урожая. Возросли потери скоропортящихся продуктов. Мясо хранится в резерве в виде живого скота. Ухудшение транспортировки и распределения усугубило нехватку пищевых продуктов в крупных городах. В более широком смысле, однако, нехватки являются последствием растущего искажения цен и макродиспропорции.

Реформа сельского хозяйства должна, прежде всего, заняться остро стоящими вопросами либерализации, а также земельной реформой и реформой предприятий; необходимо отложить новые крупные инвестиции до тех пор, пока в этих областях не будет достигнут значительный прогресс. Приоритетна необходимость осуществления инвестиций в мелкие производственные предприятия, технологию, строительство подъездных дорог к фермам, которые пригодны для любой погоды, мощности пищевой промышленности с целью уменьшения потерь. Когда начнется переход к рыночной экономике, потребуют разрешения многие важные вопросы, в том числе исследования, разработки и вспомогательные финансовые службы.

Общая стратегия преобразования сельского хозяйства должна включать отмену государственных заказов; постепенное сокращение роли государства в непосредственном обеспечении сельскохозяйственными ресурсами и сельскими строительными материалами; приватизацию (с индивидуальной, совместной акционерной или кооперативной собственностью) переработки, оптовой и розничной торговли продуктами и мелкого транспорта (в основном грузовиков). Земельная реформа и реформа предприятий включает роспуск совхозов и колхозов и учреждение на основе местного выбора частных индивидуальных или кооперативных ферм с полной частной собственностью на землю. Неделимое оборудование и здания должны оставаться в кооперативе, предоставляющего платные услуги тем, кто трудится на земле, кооперативно или индивидуально. Кроме того, настоятельно необходимы реформа кредитной системы в сельском хозяйстве и становление новых критериев для инвестиций в сельское хозяйство. Важную роль должны играть совместные предприятия по обработке пищепродуктов, где внедрение современной технологии особенно необходимо.

Comments are closed .