Рубрика: Экономика СССР

Реформа финансовой сферы

Банковская система состоит из Государственного банка, Государственного сберегательного банка (который собирает депозиты от населения), Внешэкономбанка (который осуществляет все валютные операции от имени правительства), а также трех специализированных банков и ряда мелких банков. Развитие системы в настоящее время осуществляется в двух направлениях: разделение и коммерциализация трех специализированных государственных банков, предназначенных для коммерческих операций с 1987 г., и ускоренный рост числа мелких коммерческих и кооперативных банков в соответствии с законом о кооперативах в 1988 г. На специализированные банки в настоящее время приходится около 95% общего кредита, а остальной кредит приходится на более 400 коммерческих и кооперативных банков. Специализированные банки должны перерасти в универсальные банковые институты, организованные по принципу акционерных компаний. На них также должна возлагаться полная ответственность за мобилизацию их собственных ресурсов и за их собственную финансовую деятельность. Держателями их акций должны быть, по предположению, в основном государственные организации, однако эта ситуация осложняется конфликтующими притязаниями на собственность от различных уровней госаппарата, и имеется вероятность того, что они будут разбиты по географическому принципу.

Принципиальным элементом рыночной системы является четко функционирующая система банков и платежей. Реформа банков, которая началась с поощрения создания получастных коммерческих банков и преобразования специализированных госбанков в универсальные акционерные банки, должна осуществляться ускоренными по возможности темпами для обеспечения поддержки растущему частному сектору. Банковское законодательство должно применяться безотлагательно, учреждая, между прочим, прочный банковский и контролирующий авторитет и устанавливая общую схему регулирования для специализированных госбанков и новых коммерческих и кооперативных банков. Не менее важны и меры по модернизации системы платежей.

Недавно введенные административно-хозяйственные инструкции являются положительным шагом в направлении к западным стандартам.

Однако Отдел банковского надзора Госбанка должен быть усилен для обеспечения соответствия деятельности банков административно-хозяйственным инструкциям. Для обеспечения эффективных инспекций на местах требуется интенсивная подготовка банковских инспекторов, особенно на республиканском и местном уровнях. Более того, регулирующие и контролирующие службы Госбанка должны уделять гораздо больше внимания опасности столкновения интересов, а также рискам, связанным с неудовлетворительным руководством. В той степени, в какой эта деятельность подпадает под компетенцию республик, необходимо обеспечить меры для создания полной гармонии между центральной и региональной программами регулирования и контролирующими действиями.

Темпы коммерциализации и последующей приватизации специализированных госбанков ограничиваются природой ссуд в их портфелях. Количество безнадежных долгов неизвестно, однако, вероятно, значительно, учитывая практику займов в прошлом, и, вернее всего, это количество возрастет по мере осуществления экономической реформы в реальном секторе. Существующие безнадежные долги должны быть либо списаны, либо переведены в специальное государственное ведомство по их сбору или ликвидации. Необходимо выработать четкую позицию по отношению к сомнительным займам, включая ассигнования, чтобы обеспечить для управленцев, руководителей и вкладчиков твердую основу для оценки и защиты платежеспособности банков. Кроме того, необходимо повысить качество бухгалтерского учета с целью способствования управляющим банков в осуществлении адекватного планирования прибылей и контроля за издержками, а также регулирования рисков. В целом имеется настоятельная необходимость в крупномасштабной подготовке профессионального штата работников на всех уровнях управления банками.

По мере осуществления основной реформы инфраструктуры и организации финансовых предприятий полная их коммерциализация и приватизация может следовать принципам, предусмотренным для государственных предприятий. Для этого, естественно, потребуется какое-то время; между тем, отрицательные последствия недостаточной конкуренции могут быть частично сокращены за счет поощрения банков к диверсифицированию их деятельности по займам и другим видам финансового обслуживания. Тем временем, заемщики и вкладчики могут начать более интенсивно использовать свои уже существующие права свободного выбора партнера по банковским операциям. В конечном итоге можно будет интенсифицировать товарную и территориальную конкуренцию, позволив иностранным банкам подключиться к рынку, объединившись в совместные предприятия с приватизированными советскими банками.

В переходный период Государственный сберегательный банк (ГСБ) может оставаться под контролем государства в качестве основного агента и посредника по мобилизации личных сбережений населения. По мере снижения потребности государства в финансовых средствах и финансирования государства через растущий рынок ценных бумаг, а также по мере постепенной коммерциализации специализированных банков, ГСБ может расширить рамки своей деятельности по ссудам с помощью межбанковского рынка, все в большей степени утрачивая свою роль пассивного посредника. Его основная кредитная деятельность тогда будет заключаться в обеспечении займов либо через межбанковский рынок, либо все чаще непосредственно потребителям из частного сектора.

Рекомендуется пересмотреть предложение о сохранении одного специализированного банка, находящегося в государственной собственности, в качестве инструмента для направления преимущественных кредитов назначенным государством учреждениям. Опыт других стран показал, что субсидированные и назначаемые государством займы легко становятся предметом особой заинтересованности, часто неэффективны и могут ощутимо подорвать финансовую устойчивость самого банка. Лучшим и более прямым способом будет обеспечение таких фондов в необходимом объекте с помощью явных субсидий из государственного бюджета.

Следует поощрять выпуск и продажу государственных долговых обязательств, что позволит финансировать бюджетный дефицит и решить проблему избытка денежной массы. В современных неопределенных условиях смещения фокуса с долгосрочных задач рынка на задачи среднесрочных и краткосрочных мероприятий может повысить интерес владельцев сбережений в государственных бумагах. Кроме того, правительство намеревается оказывать поддержку по созданию фондовых и товарных бирж, а также брокерских компаний, страховых компаний и других учреждений, имеющихся на развитых финансовых рынках. В Москве уже была открыта товарная биржа, а биржи ценных бумаг-в Москве и Лениграде. Это потенциально важные шаги, хотя и здесь наблюдаются серьезные пробелы в правовой программе и схеме регулирования; с нашей точки зрения, усилия в этой области не должны иметь приоритета над усилением банковской системы. Вероятно возрастет неофициальный выпуск и продажа ценных бумаг. Эти новые мероприятия могут сыграть полезную роль в деле мобилизации капитала с риском и в обеспечении ликвидности по имущественным искам, связанным с коммерциализацией предприятий. Руководство не должно ни оказывать поддержки, ни чинить препятствий такой деятельности; однако должна обеспечиваться надлежащая информация о рисках, связанных с отсутствием удовлетворительной схемы регулирования.

Comments are closed .