Рубрика: Экономика спорта

Спорт и качество продукции на предприятии

Спорт и качество продукции

Физкультура и спорт на предприятии способствуют, кроме снижения издержек производства, повышению качества производимой продукции. Эффект повышения качества продукции за счёт внедрения в повседневную практику физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятии заключается в следующем:

  • во-первых, физическая культура и спорт задают работникам физического и умственного труда необходимый настрой на работу и благоприятный тонус
  • во-вторых, способствуют развитию профессиональных знаний и умений
  • в-третьих, сплачивают производственный коллектив, делают его единой командой, формируют «командный дух», атмосферу взаимопомощи, дружбы и «честной игры»

Рассмотрим действие каждой из отмеченной составляющих на повышение качества выпускаемой продукции.

Для высокопроизводительной производственной деятельности работника весьма важен позитивный психологический фон, желание качественно и в сжатый срок выполнять порученную работу. Этот факт ныне осознает каждый руководитель, предприниматель, менеджер. Однако далеко не всегда руководству предприятия удается создать необходимую атмосферу воодушевления в трудовом коллективе, состояние подъема физических и творческих сил, трудового энтузиазма. Задача творческого и активного отношения к труду, ощущения себя частью единого коллектива — весьма сложная и многогранная проблема. Она вбирает в себя множество компонент, среди которых важнейшая — внедрение в повседневную производственную практику элементов физической культуры и спорта, производственной гимнастики, тренировка морально-волевых качеств работника. Еще в античности было замечено, что только у здорового и энергичною человека формируется соответствующий тонус, позитивное отношение к окружающим, активная жизненная позиция. Римляне концентрировали это наблюдение в изречении: «Mens sana in corporc sano» («В здоровом теле здоровый дух»). Другими словами, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, являются необходимой составляющей творческого отношения к труду, важнейшей предпосылкой для производства работником качественной продукции.

Физическая культура и спорт способствуют также развитию профессиональных навыков, знаний и умений. Как известно, занятия физкультурой и спортом оздоровляют человеческий организм, увеличивают скорость реакции, ловкость, что в конечном счете благоприятно влияет на приобретение профессионального мастерства.

Весьма важным обстоятельством, влияющим на производительность труда и качество выпускаемой на предприятии продукции, является дух коллективизма, «командный дух», когда каждый работник чувствует ответственность перед коллективом за свой участок работы, за «лицо» фирмы. Такой «командный дух» формируют спортивные игры, совместные занятия персонала предприятия физической культурой и спортом.

Зная об этом, многие современные предприятия строят производственный менеджмент и социальную политику, учитывая этот факт. Особенно данный подход характерен для фирм Японии. Как отмечает профессор Гарвардского университета Э. Фогель, по сравнению с США преданность персонала фирме в Японии выше, а усердие в работе — более распространенное явление. Цифры статистики подтверждают выводы теоретиков менеджмента. Среднегодовая текучесть рабочей силы в США составляет 26%. В Японии же текучесть кадров в 6—8 раз ниже, а в корпорациях «Мацусита», «Сони», «Тойота», «Ниссан» она не превышает 1,5—2%.

Дух коллективизма и желание помочь своему предприятию привел к созданию на японских фирмах так называемых кружков качества, т.е. своеобразных клубов изобретателен и рационализаторов, которые во внерабочее время анализируют причины допущенного брака в работе и предлагают меры по исключению брака в дальнейшем.

Японский рабочий автомобильного концерна «Ниссан» Хироси Сасаки так увязывает процветание фирмы с благосостоянием своей семьи:

«Благополучие мое и моей семьи будет тем продолжительнее, чем дольше сохраниться в фирме высокий уровень производства. Я чувствую ответственность за каждый автомобиль, создаваемый фирмой. Если я слышу, что автомашины фирмы „Ниссан» имеют какой-либо недостаток, я испытываю ощущение личной вины».

Забота о Сасаки и других работниках обходится фирме в немалые деньги, так как фирма тратит часть полученной прибыли на улучшение жилищных условий, отдых, развитие физической культуры и спорта. Однако все эти «инвестиции в персонал» окупаются сторицей.

Показательно, что на заводах американской автостроительной компании «Форд» один работник произвел в 1982 г. в среднем 13 автомашин, а на каждого работника фирмы «Ниссан» пришлось тогда 46 новых автомобилей. С тех пор разрыв увеличился еще больше, поскольку производительность труда в «Ниссан» возрастала на 10% в год, а в «Форде» практически оставалась на том же уровне. В фирме «Ниссан» не только больше производят автомашин, но и делают их лучше. Японский автомобиль ломается в 10 раз реже, чем американский. Что касается прибылей, то «Ниссан» занимала второе место в списке самых преуспевающих японских фирм.

Отметим, что в последние десятилетия в развитых странах мира получила широкое распространение теория человеческого капитала, смысл которой заключается в том, что люди, персонал — главный капитал фирмы. От их знаний, умений, способностей, здоровья и энтузиазма зависит процветание предприятия. Этот подход впервые стал развивать в теории и на практике английский ученый и предприниматель Р. Оуэц (1771—1858 гг.), который начал осуществлять инвестиции в персонал своего предприятия, расположенного в Нью-Ланаркс в Шотландии. Ныне теория человеческого капитала — всесторонне развитая и практически используемая научная доктрина.

Comments are closed .