Конспект экономиста:)

Меню

Формирование и функционирование рынка мяса

нет комментариев

Рынок мяса представляет собой систему экономических от­ношений между всеми субъектами мясного подкомплекса (про­изводителями сырья и конечной продукции, предприятиями инфраструктуры и т.д.) и конечными потребителями, которые через акт купли-продажи реализуют право собственности на то­вары, присущие данному рынку. Это означает, что рынок мяса, в котором процессы обмена являются основополагающими, ох­ватывает в равной мере производство, распределение и потреб­ление; имеет не только прямую, но и обратную связь с процес­сом производства и при определении государством основных направлений его функционирования обладает способностью к саморегулированию.

Основными факторами формирования рынка мясных ре­сурсов в республике являются:

  • темпы разгосударствления и приватизации предприятий мясного подкомплекса, уровень го­сударственного контроля над входящими в него отраслями
  • система организационно-экономических мер по защите отечес­твенного рынка мяса
  • сфера действия свободных цен и интер­венционного вмешательства государства
  • наличие рыночной инфраструктуры
  • платежеспособный спрос населения
  • возмож­ности экспорта

Индикаторы, которые характеризуют результативность де­ятельности мясного подкомплекса в условиях рынка, таковы:

  • повышение эффективности функционирования входящих в не­го отраслей
  • товарно-денежная сбалансированность межотрас­левых связей
  • степень насыщенности рынка
  • уровень цен
  • кон­курентоспособность продукции за пределами республики

В разрезе различных уровней выделяют территориальную и продуктовую структуры мясного рынка. В числе территори­альных рынков существуют следующие:

  • локальный в пределах районов или межрайонный
  • региональный, ограниченный, как правило, рамками области
  • межрегиональный
  • республикан­ский
  • межгосударственный
  • мировой

Все названные рынки дей­ствуют на основе законов новой экономики и механизмов госу­дарственного регулирования.

Продуктовая структура выделяет потребительский рынок мяса и мясопродуктов, делимый в свою очередь на отдельные секторы по видам мяса (говядина, свинина, мясо птицы и др.), степени готовности продукции к употреблению (мясо, полуфаб­рикаты, готовые изделия), срокам хранения и т.д., а также ры­нок живого скота и птицы (рынок сырья).

Для рынка скота характерна зависимость от конъюнкту­ры, складывающейся на смежных продуктовых рынках, особен­но на рынке зерна, определяющего успех его функционирова­ния, а также на рынке молока, производство которого выступает в качестве отрасли-конкурента для производителей говядины в использовании одних кормовых ресурсов при колебаниях ры­ночного спроса на данные виды продукции.

Мясному рынку присущи также значительные сезонные ко­лебания в предложении скота. График сезонности перерабаты­ваемой мясной продукции отражает два пиковых периода: сен­тябрь—ноябрь и февраль—март. Первый из них связан с окон­чанием летне-пастбищного содержания крупного рогатого ско­та и стремлением сельскохозяйственных производителей peaлизовать животных, прирост которых получен за счет дешевых кормов с естественных угодий. Второй — следствие недостатка заготавливаемых кормов, что вызывает необходимость сокра­щения поголовья и недопущения снижения живой массы скота из-за низкого уровня кормления, а также единственная воз­можность поступления денежных средств от реализации сель­хозпродукции в весенний период.

Для рынка живого скота и мясной продукции характерным является цикличность предложения по отношению к спросу. Особенно это касается выращивания и откорма крупного рога­того скота. Причина заключается в низкой эластичности реаги­рования отрасли на конъюнктурные изменения вследствие спе­цифики производства по технологической цепочке (от хозяйств— репродукторов молодняка до конечного потребителя):

  • а) сель­хозпроизводители определяют будущие цены на скот на базе те­кущих цен
  • б) существует промежуток времени между измене­нием ожидаемого уровня цен и реализацией скота
  • в) цены на скот связаны с ценами и спросом на говядину
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)