Формирование и функционирование рынка мяса
Рынок мяса представляет собой систему экономических отношений между всеми субъектами мясного подкомплекса (производителями сырья и конечной продукции, предприятиями инфраструктуры и т.д.) и конечными потребителями, которые через акт купли-продажи реализуют право собственности на товары, присущие данному рынку. Это означает, что рынок мяса, в котором процессы обмена являются основополагающими, охватывает в равной мере производство, распределение и потребление; имеет не только прямую, но и обратную связь с процессом производства и при определении государством основных направлений его функционирования обладает способностью к саморегулированию.
Основными факторами формирования рынка мясных ресурсов в республике являются:
- темпы разгосударствления и приватизации предприятий мясного подкомплекса, уровень государственного контроля над входящими в него отраслями
- система организационно-экономических мер по защите отечественного рынка мяса
- сфера действия свободных цен и интервенционного вмешательства государства
- наличие рыночной инфраструктуры
- платежеспособный спрос населения
- возможности экспорта
Индикаторы, которые характеризуют результативность деятельности мясного подкомплекса в условиях рынка, таковы:
- повышение эффективности функционирования входящих в него отраслей
- товарно-денежная сбалансированность межотраслевых связей
- степень насыщенности рынка
- уровень цен
- конкурентоспособность продукции за пределами республики
В разрезе различных уровней выделяют территориальную и продуктовую структуры мясного рынка. В числе территориальных рынков существуют следующие:
- локальный в пределах районов или межрайонный
- региональный, ограниченный, как правило, рамками области
- межрегиональный
- республиканский
- межгосударственный
- мировой
Все названные рынки действуют на основе законов новой экономики и механизмов государственного регулирования.
Продуктовая структура выделяет потребительский рынок мяса и мясопродуктов, делимый в свою очередь на отдельные секторы по видам мяса (говядина, свинина, мясо птицы и др.), степени готовности продукции к употреблению (мясо, полуфабрикаты, готовые изделия), срокам хранения и т.д., а также рынок живого скота и птицы (рынок сырья).
Для рынка скота характерна зависимость от конъюнктуры, складывающейся на смежных продуктовых рынках, особенно на рынке зерна, определяющего успех его функционирования, а также на рынке молока, производство которого выступает в качестве отрасли-конкурента для производителей говядины в использовании одних кормовых ресурсов при колебаниях рыночного спроса на данные виды продукции.
Мясному рынку присущи также значительные сезонные колебания в предложении скота. График сезонности перерабатываемой мясной продукции отражает два пиковых периода: сентябрь—ноябрь и февраль—март. Первый из них связан с окончанием летне-пастбищного содержания крупного рогатого скота и стремлением сельскохозяйственных производителей peaлизовать животных, прирост которых получен за счет дешевых кормов с естественных угодий. Второй — следствие недостатка заготавливаемых кормов, что вызывает необходимость сокращения поголовья и недопущения снижения живой массы скота из-за низкого уровня кормления, а также единственная возможность поступления денежных средств от реализации сельхозпродукции в весенний период.
Для рынка живого скота и мясной продукции характерным является цикличность предложения по отношению к спросу. Особенно это касается выращивания и откорма крупного рогатого скота. Причина заключается в низкой эластичности реагирования отрасли на конъюнктурные изменения вследствие специфики производства по технологической цепочке (от хозяйств— репродукторов молодняка до конечного потребителя):
- а) сельхозпроизводители определяют будущие цены на скот на базе текущих цен
- б) существует промежуток времени между изменением ожидаемого уровня цен и реализацией скота
- в) цены на скот связаны с ценами и спросом на говядину