Рубрика: Экономическая теория

Сущность спроса, закон спроса, следствие из закона спроса

Спрос — платёжеспособная потребность. Спрос выражается в количестве купленного товара.

ЗАКОН СПРОСА:
При прочих равных условиях, т. е. если нет дефицита товаров и ажиотажного спроса, —  между ценой и спросом существует взаимообратная зависимость: если цена растёт, то  спрос сокращается, если цена снижается, то спрос увеличивается.

Следствия из закона спроса:

  1. Потребительское поведение подвержено действию принципа убывающей предельной потребности, согласно которому, потребители готовы увеличивать спрос если цены будут снижены (этот принцип будет возможен в условиях оптовой торговли).
  2. Высокая цена на товар отбивает желание покупать, а низкая усиливает желание совершить покупку.
  3. «Эффект дохода» – с ростом цен и при неизменных доходах покупателей не доступность товаров для потребителей увеличивается и они сокращают спрос.
  4. «Эффект замещения» – с ростом цен и при неизменных доходах покупателей, они переключаются на товары заменители.

Товары заменители (субституты) — товары или услуги которые могут заменять друг-друга для удовлетворения одной и той же потребности.
Пример: чай — кофе — какао, варенье — джем — мёд — повидло.

Взаимодополняемые товары (комплементарные) – те товары или услуги, которые взаимодополняют друг-друга при удовлетворении одной и той же потребности.
Пример: автомобиль — бензин — тасол — колёса – ….


ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ЗАКОНА СПРОСА:

  • Парадокс Тиффена — в условиях экономического кризиса, приросте цен на товары первой жизненной необходимости (хлеб, молоко … ) спрос не только не сокращается, но даже растёт.
  • Эффект Веблена — в условиях экономического кризиса, при росте цен на предметы роскоши (золото, бриллианты …) спрос на них не только не сокращается, но даже растёт.
  • Эффект СНОБА —  в условиях экономического кризиса субъекты склонны производить закупки в прок.

ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС:

Существует две группы факторов: ценовые и не ценовые.

Ценовые факторы влияющие на спрос:

  1. Цены на товары — существует взаимообратная зависимость между ценой и спросом, отражающая закон спроса.
  2. Цены на сопряжённые товары (взаимодополняемые и взаимодополняемые товары) — при росте цен на один из взаимозаменяемых товаров (чай), спрос на другие товары (кофе, какао) — возрастает.  При росте цен на один из взаимодополняемых товаров (бензин), спрос на другие товары сокращается (автомобили).


Не ценовые факторы влияющие на спрос:

  1. Доходы покупателей — чем выше доходы покупателей, тем выше спрос, и наоборот.
  2. Количество покупателей на рынке — чем больше покупателей на рынке, тем выше спрос, и наоборот.
  3. Вкусы и предпочтения — на товары входящие в моду спрос увеличивается,а на немодные товары — уменьшается.
  4. Потребительские ожидания изменения цен и доходов — если потребители ожидают роста цен или увеличения своих доходов  в будущем, то они увеличат спрос в текущем периоде.

Здесь можно почитать об Эластичности Спроса.

Comments are closed .