Рубрика: Экономическая теория

Кто и как управляет фирмой?

Прежде всего разберемся в том, что представ­ляет собой внутрифирменное управление.

Управление производством внутри фирмы (предприятия) представляет собой упорядочивающее, целенап­равленное воздействие на процесс кооперированного труда. Уп­равление призвано обеспечить эффективный выпуск товаров и оказание услуг.

В этих целях на современных предприятиях управление регу­лирует (т.е. подчиняет установленному порядку) решающие сто­роны хозяйственной жизни:

  • материально-техническое снабжение и сбыт готовой продук­ции
  • научные исследования, разработку и внедрение новинок в производство
  • маркетинговую деятельность: изучение рынков, определе­ние каналов сбыта продукции и услуг, ценообразование и рекла­му выпускаемой продукции, оказываемых услуг
  • работу с персоналом предприятия: подбор, расстановку, обу­чение работников и др.
  • сбор, обработку и анализ данных о работе фирмы в целях улучшения ее деятельности

В XX столетии, когда основной стала акционерная форма пред­приятий, мозговым центром, воздействующим на деятельность ги­гантского акционерного общества, стала не отдельная личность, а большая группа специалистов по управлению (ученые, инженеры, экономисты, юристы и т.п.). Ведущую роль стали играть менедже­ры (от англ. manage — управлять) — научно подготовленные спе­циалисты, которых фирма нанимает для управленческой работы. Все большее усложнение современного производства потребова­ло развить особую отрасль знаний и умений — менеджмент.

Менеджмент — система теоретических и практических зна­ний о принципах, методах, средствах и формах управления про­изводством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли. Возникла такая междисциплинарная область знаний, которая включает сведения из экономики, организации и управ­ления производством на предприятии, права, психологии и др. Образовался сплав науки, опыта руководящей деятельности, уп­равленческого искусства.

Какими навыками и способностями должен обладать совре­менный менеджер? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие качества:

  1. способность управлять собой
  2. разумные личные ценности
  3. четкие лич­ные цели
  4. упор на постоянный личный рост
  5. навык решать проблемы
  6. изобретательность и способность к инновациям (но­вовведениям)
  7. высокая способность влиять на окружающих
  8. знание современных управленческих подходов
  9. способность руководить
  10. умение обучать и развивать подчиненных
  11. способность формировать и развивать рабочие группы

Итак, менеджер представляет собой тип профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной ос­нове. Он придает деятельности предприятия упорядоченность, согласованность и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постиндустриального производства.

Одним из проявлений научного характера деятельности менед­жера служит то, что он придает развитию фирмы плановый ха­рактер. На практике это регулярно происходит при организации производства новой продукции и при создании предприятия, ког­да составляется бизнес-план.

При разработке бизнес-плана выполняются следующие задачи:

  • а) оценивается будущее положение на рынке — возможность успешно сбывать новую продукцию
  • б) подсчитывается величина затрат на производство новых из­делий или на строительство нового завода
  • в) предусматриваются источники денежных средств (собствен­ные и заемные — у банка)
  • г) прогнозируется доходность предстоящего бизнеса
  • д) учитываются возможные риски и пути их уменьшения

Бизнес-план обязательно представляется в банк, если фирма надеется получить у него денежный заем. При этом важно убе­дить банк в привлекательности и конкурентоспособности наме­ченного дела. В свою очередь с помощью специалистов банков­ское учреждение тщательно изучает бизнес-план, а в случае его одобрения строго контролирует его выполнение.

На крупных фирмах, обладающих сложной и дорогостоящей техникой, не отдают хозяйственную деятельность во власть ры­ночной стихии, а напротив, ведут регулярную плановую работу. Это позволяет находить верные пути и средства для реализации целей предпринимательства. Такие цели связаны с производством новой стоимости.

Comments are closed .