Чистая монополия. Виды и черты

Чистая монополия — ситуация когда на рынке работает единственный производитель или продавец продукции у которой нет близких аналогов.

Примерами монополий в РБ могут быть — МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз.

В городах существуют специфические монополии — существующие в единственном числе молокозаводы, мясозаводы и хлебозаводы.

Пресс-служба Министерства экономики сообщает, что в Беларуси по состоянию на 1 января 2011 года насчитывалось 738 организаций – монополистов, в том числе 185 — республиканского и 535 — местного уровней.

Характерные черты деятельности чистых монополий

  1. Чистая монополия завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль.
  2. Чистый монополист выбирает для себя оптимальное соотношение между объёмами производимой продукции и ценами.
  3. Поскольку у продукции монополиста нет близких аналогов и у покупателей нет выбора, приходится либо отказаться от товара вообще или покупать по завышенной цене.
  4. Продукция чистого монополиста обычно не рекламируется, поскольку единственный в своём роде товар не нуждается в ней. Монополия экономит на издержках связных с рекламой.
  5. Функция спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с функцией спроса в целом для отрасли, т. к. монополист один представляет всю отрасль в целом.
  6. В условиях чистой монополии существуют очень жёсткие барьеры для проникновения  в отрасль других предприятий.
  7. При чистой монополии, как правило, производится не дифференцированная продукция, не отличающаяся разнообразием.

Виды чистых монополий

  1. Естественные монополии — они складываются в результате действия естественным образом действующих факторов.

    Пример: Белтрансгаз, Бел. Железные дороги.

  2. Монополии опирающиеся на уникальные месторождения природных ископаемых.

    Пример: «Инко» — Аргентинская компания добывающая 70% мирового никеля,  «Норильский Никель» — 7% мирового никеля, Южно-африканская алмазная компания DeBeers — концентрирует 70 — 80% переработки алмазов.

  3. Монополии контролируемые и регулируемые государством — сети электро- и тепло-снабжения, поскольку предприятия работающие в этих отраслях производят общественно значимую продукцию, то правительство предоставляет им особые льготы и преимущества. В этом случае эти предприятия могут устанавливать низкие цены на свои товары и услуги.

    Пример в РБ: потребители оплачивают только 30% от фактической стоимости жилищно коммунальных услуг.

  4. Закрытые монополии — образуются когда правительство одним компаниям разрешает данный вид деятельности, а другим запрещает.

    Пример: предприятия военно-промышленного комплекса, фармацевтическая промышленность.

    Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль контролируемую закрытой монополией:

    • Необходимость получения патентов.
    • Необходимость получения лицензий.
    • Необходимость преодоления не честной конкуренции со стороны фирм-конкурентов.

    Примеры нечестной конкуренции:

    • распространение лживой информации о конкурентах
    • недобросовестная критика товаров конкурентов
    • лживая реклама
    • давление на поставщиков и банки
  5. Открытые монополии — образуются в случае, если компания выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции, ранее не производившимся. Конкурентов у неё нет, но они могут появиться в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции.

    Пример: французская фирма «Dupont» была первой кто стал производить полиэтиленовую плёнку, искусственную плёнку и непромокаемую ткань. «Texas Instruments» — впервые произвела электронные часы и микрокалькуляторы.

  6. Географические монополии — образуются в отдалённых и географически изолированных населённых пунктах, в горной местности, на островах или полуостровах, к примеру Нагорный Карабах и остров Ман.
  7. Технологические монополии — образуются в связи с особенностями применяемой технологии, к примеру городские телефоны.

Мартин Лютер в памфлете «О торговле и лихоимстве«,  напечатанном в 1524 году, так охарактеризовал средневековых монополистов:

«Они наложили руку на все товары и открыто используют все уловки, о которых мы говорили; они повышают и понижают цены как им угодно и тем разоряют и губят всех мелких торговцев, словно щука мелкую рыбешку, как будто они владыки над творениями Божьими и нет для них никаких законов веры и любви».


Метки:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)

Comments are closed .

Х