Рубрика: Деловой этикет

Публичное выступление

Публичное выступление
Рано или поздно необходимость публичного выступления обрушивается на каждого из нас. Это может быть всего-на­всего речь на собрании собственного коллектива, но для не­подготовленного, робкого и неуверенного в себе человека да­же такое неофициальное появление на публике может пре­вратиться в сущий ад.

Искусство словесной импровизации достигается большой практикой. Говорят, Бернард Шоу, потерпев неудачу при первой попытке выступить перед аудиторией, присоединился к Фабианскому обществу, где использовал любую возможность произнести речь до тех пор, пока к нему не пришло умение говорить легко и свободно. Многие ораторы специаль­но запинаются и делают ошибки, чтобы их выступление зву­чало более естественно и непринужденно. Тот, кто говорит слишком уверенно, иногда рискует утратить расположение аудитории. Очевидно, это происходит из-за того, что каждый слушатель мысленно ставит себя на место выступающего и болезненно переживает собственную неловкость и замеша­тельство, которые могли бы возникнуть при подобных обстоятельствах. Вот почему слишком самоуверенное и бойкое на­чало речи часто вызывает враждебность аудитории.

Не следует начинать выступление непосредственно с существа вопроса, ведь аудитории требуется несколько минут чтобы привыкнуть. Слушатели должны приспособиться к ва­шей внешности, тембру голоса, манере поведения, вот почему мало кто воспринимает первые слова, которые вы произноси­те. Именно поэтому, а вовсе не из-за привычной невырази­тельности традиционных зачинов, так трудно сразу овладеть вниманием аудитории. Именно по этой причине опытные оратор тратят первые несколько минут на то, чтобы поблагода­рить председателя, объявившего их выступление.

Затем следует официальное приветствие: «Господин пред­седатель, уважаемые гости (в случае, если таковые присутст­вуют), дамы и господа!». Тут некоторые ораторы любят вста­вить шутку или анекдот, не имеющий прямого отношения к теме выступления. Таким образом они производят своего ро­да разведку. Но так как аудитория редко улавливает смысл этой шутки и смеётся чисто автоматически, представляется более удачным начать с краткого вступления позволяющего затем плавно перейти непосредственно к существу про­блемы. Чтобы сделать этот переход более логичным, можно, например, заранее наметить для себя краткий план выступления.

Существует ещё один очень выигрышный вариант вступ­ления с самого начала чётко обозначить тему вашего выступления и перечислить те основные положения, которые вы собираетесь доказать или развить. Однако не затягивайте эту часть выступления, чтобы публика не заскучала. И за­помните основное правило — никогда НЕ ИЗВИНЯЙТЕСЬ за то, что не готовы, за то, что недостаточно компетентны, за то, что вообще взяли слово. Следует надеяться, что ваши опасе­ния не оправдаются. Будьте скромны, но постарайтесь не внушить публике ощущение, что вас принудили к выступле­нию, а председатель предоставил вам слово потому, что недо­статочно уважает аудиторию.

Особо невыразительно звучит речь, изобилующая традици­онными избитыми клише: «Тема моего выступления…», «С чув­ством глубокого удовлетворения…», «И в заключение хотелось бы отметить…» и т. д. С развитием радио и телевидения нас перестали устраивать старомодные ораторские приёмы. Чем ес­тественнее звучит ваш голос, чем проще ваш язык и манера поведения, тем больше доверия к вам.

В случае, когда в зале установлен микрофон, следует об­ратить внимание на то, как им пользовался тот, кто пред­ставлял вас публике. Однако, как правило, микрофон наст­раивается заранее, и выступающего предупреждают, на­сколько громко ему следует говорить. Искушенный оратор знает, что благодаря современной технике для выделения той или иной мысли не следует повышать голос, как это при­ходилось делать раньше. Он также знает, что нужно избе­гать лишних движений и всё время говорить прямо в микро­фон, не прикасаясь к нему. Часто, стремясь охватить взглядом всю аудиторию, выступающий поворачивает голову то вправо, то влево и говорит мимо микрофона. Если вы хотите повысить голос: пощадите барабанные перепонки ваших слу­шателей и сделайте шаг назад. Кстати говоря, часто можно достичь большего эффекта не повышением, а понижением голоса почти до шепота. Умелое и уместное применение это­го приёма заставит аудиторию буквально ловить каждое ва­ше слово.

Не смущайтесь, если по ходу выступления вам нужно откашляться, чихнуть или высморкаться. Отнеситесь к этому, как к естественному проявлению человеческих потребностей, которые, ко всему прочему, позволят вам сделать вполне уместную паузу. Конечно же следует отвернуться, особенно когда перед вами установлен микрофон, и извиниться, если вы хотите чихнуть или откашляться. Если же вам надо вы­сморкаться или сделать глоток воды, извинений не требует­ся. Некоторые искусные ораторы специально прибегают к во­де для нагнетания напряжения перед каким-нибудь драматическим заявлением или выпадом. Например:

«А сейчас я сообщу вам нечто, способное вызвать слезы каждого при­сутствующего в этом зале…» (глоток воды)

Если вы действительно хотите, чтобы аудитория вас слу­шала  НИКОГДА НЕ ЧИТАЙТЕ ПО БУМАЖКЕ. Иногда достаточ­но иметь перед глазами письменный вариант выступления и помнить его основные положения и ключевые фразы. Но до­словное зачитывание речи (если только вы не на радио, где чтение подразумевается) означает неизбежную потерю аудитории. Даже если ваше чтение безупречно, слушатели не смогут сконцентрировать свое внимание и вскоре заскучают. Гораздо удобнее написать конспект выступления на малень­ких карточках, которые легко поместятся в вашей ладони, что позволит создать впечатление непринужденного изложе­ния мыслей.

Многие хорошие ораторы все же используют письменную заготовку речи, главным образом чтобы не потерять нить вы­ступления. Это относится в основном к научным или полити­ческим докладам. Но и тогда они должны время от времени отрывать взгляд от текста, чтобы, по крайней мере, создать видимость импровизации.

Некоторые выступающие теряются перед аудиторией, по­этому предпочитают заранее выбрать кого-нибудь в зале — часто это знакомый — ив течение всего выступления обра­щаются к нему. Конечно, это удобно для оратора, но. чтобы внести некоторое разнообразие, лучше выбрать несколько че­ловек в разных частях зала и попеременно смотреть на каж­дого из них.

Уместная шутка или анекдот раскрепощают не только аудиторию, но и самого оратора, особенно когда ему трудно начать выступление. Но их лучше опустить, если они расска­зываются неумело или неловко, и уж само собой, когда они не имеют никакого отношения к существу вопроса. В противном случае слушатели могут быть настолько озадачены услышан­ным, что в течение всего вашего выступления будут ломать голову над тем, как связать это отступление с основной темой, и пропустят все, что вы хотели донести до них. И вообще, ког­да вы говорите, помните, что очень многие люди вообще плохо воспринимают информацию на слух, вот почему необходимо несколько раз повторять одну и ту же мысль в разных фор­мулировках.

Также используйте любую возможность проиллюстриро­вать ваши слова, с помощью чертежей, графиков, слайдов, фильмов. Можно самому сделать набросок, показать какой-ни­будь экспонат или применить другие технические средства. Такой приём, ко всему прочему, лишает выступление однообразия и идёт на пользу как публике, так и вам. В случае использова­ния слайдов или фильмов, чтобы обратить внимание публики на ту или иную деталь, используйте световую указку.

Выступление сильно проигрывает, если его заключи­тельная часть слишком затянута или, напротив, скомкана.

Лучше всего заранее, скажем за несколько минут до окончания речи, дать понять публике, что выступление подходит к концу. Например, можно сказать несколько слов благодар­ности: «Благодарю вас за предоставленную возможность вы­ступить, и хотя эту тему можно было бы еще развивать, я ус­тупаю трибуну следующему оратору, которого мы выслушаем с огромным интересом» и т. д Затем следуют вывод или выводы и, наконец, само заключение. Главное, никогда не го­ворите без соответствующей подготовки: «Это всё» или «Вот и всё, что я хотел сказать». Речь следует закончить словами, которые слушатель унесёт с собой, или ярким примером, ко­торый отразит, хотя бы отчасти, суть всего сказанного. По­мните хорошая речь побуждает к действию.

Часто основной докладчик покидает зал сразу после вы­ступления (он может спешить на поезд или по какому-то дру­гому делу), но в этом случае председательствующий, по воз­можности, должен заранее подготовить аудиторию к столь быс­трому уходу оратора, например, когда благодарит его за выступление. Выражая благодарность оратору, председатель должен повторить его имя полностью для тех, кто не расслы­шал его раньше или опоздал.

В любом другом случае приличия требуют проявить хоть видимость интереса к последующим выступлениям, если та­ковые предполагаются, и непременно задержаться после окончания заседания, чтобы принять поздравления или отве­тить на вопросы.

Comments (Close):3

  1. Kiri4V
    11/04/01

    А вообще книгу Д.Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» нужно сделать своей настольной.

  2. 11/04/01

    Есть у меня знакомая, которая яростно его ненавидит за то, что он учит неискренности. Хотя я считаю, что ради цели ей можно и пожертвовать…

  3. 11/06/05

    По поводу «уместных шуток», которые как здесь пишут «раскрепощают аудиторию» следует быть крайне осторожным с подобными вещами-шутками, т.к. они так же и обижают аудиторию и создают врагов для оратора, а ему это надо? Вы никогда не можете знать на 100% вашу аудиторию и какую бы шутку (даже по теме выступления, например, экономическую) вы не рассказали, всегда будут слушатели которые будут смеяться (и это раскрепощает аудиторию как вы пишите), но будут и слушатели, которых это обидит (само содержание шутки, если нечто подобное было в их жизни) или разозлит, если они хотят задать вам множество вопросов и рассчитывали получить ответ или просто раньше уйти по делам, а вы тратите их время впустую. Вот здесь: http://www.vystyplenie.ru есть практические советы как подготовить свое публичное выступление, что бы не читать его по бумажки и уверенно себя чувствовать.