Рубрика: Бухгалтерский учет и аудит

Учет расчетов организации с учетом международного опыта

В процессе деятельности организации вступают во взаимоотношения с другими организациями по поводу приобретения материально-производственных ресурсов, реализации готовой продукции и т.д. Так, приобретая материальные ценности, необходимые для производственного процесса, организации вступают в расчетные взаимоотношения с поставщиками сырья и материалов, минеральных удобрений, запасных частей и др. При реализации произведенной продукции у них возникают расчетные отношения с покупателями готовой продукции.

Реализация включает в себя отгрузку продукции и ее оплату покупателями. Эти хозяйственные операции могут во времени не совпадать, поэтому организации, исходя из своего финансового состояния, могут применять один из следующих методов учета реализации:

  • по моменту отпуска готовой продукции, работ, услуг покупателям и заказчикам и предъявления счетов к оплате
  • по моменту оплаты отгруженной продукции, работ, услуг, товаров покупателями и заказчиками

Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинством первого метода является простота учета, а основным недостатком такой формы расчетов является то, что она не гарантирует своевременного платежа поставщику, между тем как налоги из выручки необходимо оплатить в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь.

При втором методе отражения реализации продукции налоги, сборы и отчисления, связанные с реализацией, а также отражение финансового результата осуществляются после поступления денег от покупателя. Однако, при данном методе отпускная стоимость отгруженной продукции не отражается на синтетических счетах, что затрудняет контроль за расчетами, так как данная информация содержится только в аналитических учетных регистрах. Некоторые авторы предлагают использовать вариант учета, который используется в настоящее время для торговли, т.е. использовать счет 98 «Доходы будущих периодов».

В зарубежной практике проблема признания дебиторской задолженности связана с применением системы многочисленных скидок. Скидки делятся на торговые, процентные скидки от базовой цены и скидки за оплату в срок. Последний вид скидок создает проблему признания дебиторской задолженности.

В практике США относительно дебиторской задолженности организации придерживаются следующих правил:

  • выделение разных типов дебиторской задолженности, если это является существенным для предприятия
  • в разделе бухгалтерского баланса «Оборотные активы» представляется только та задолженность, которая будет погашена в течение одного года или одного операционного цикла, в зависимости от длительности каждого
  • раскрытие всех рисков, связанных с дебиторской задолженностью

Таким образом, с использованием данных правил, организации регламентируют информацию о дебиторской задолженности, которая должна быть раскрыта с отчетности.

Автор: И.Н. Позднякова

Comments (Close):1

  1. Jet_
    11/12/15

    А можно ли обменяться ссылками. У меня аналогичный сайт