Конспект экономиста:)

Меню

Характер потребностей, стоящих за предпринимательским действием

нет комментариев

На что ориентируется человек, взявший на себя нелегкое бремя предпринимательского труда? Хочет ли он расширить границы собственного потребления или занять более видное место в обществе, понуждают ли его к этому внешние обстоятельства или внутренние потребности в особой профессиональной деятельности, так сказать, «внутреннее призвание»? Чтобы ответить на подобные вопросы, нужно сначала классифицировать возможные основания предпринимательских действий.

Существует множество классификаций мотивирующих потребностей. Мы в данном случае предлагаем классификацию, включающую в себя четыре типа — потребности выживания, гедонистические потребности, потребности в социальном самоутверждении и потребности в труде (Это не означает, что мы полностью описываем весь круг существующих потребностей.). Рассмотрим эти типы потребностей по порядку.

Потребности выживания заключаются в сохранении своего положения, в необходимости удержаться от падения, избежать невосполнимых потерь, зацепиться за достигнутый уровень и достичь минимальной стабильности перед лицом внешних трудностей, снять исходящую извне угрозу и напряжение. Речь, разумеется, идет не о чисто физическом, а о социальном выживании. Действие, ориентированное на выживание, стремится: к обретению «уверенности в завтрашнем дне» (да простит нас читатель за использование этой изрядно затасканной формулы); к поиску точек опоры — людей, готовых поддержать в трудную минуту, если эта минута настанет. Такое действие связано с необходимостью не только поддерживать уровень жизни — свой и своей семьи, — но и предотвратить собственную деквалификацию, сохранить накопленный профессиональный опыт, знания и навыки. Это сохранение собственного «я» во многих его ипостасях — особая проблема, обостряемая нынешней непростой ситуацией.

Резкий контраст с первым типом представляют гедонистические потребности. Гедонистически ориентированное действие стремится либо к максимизации личного потребления (включая приятное времяпрепровождение, комфортные ощущения, сибаритство), либо к минимизации собственных усилий (необременительности занятий, экономии затрат нервной и физической энергии). Гедонизм проявляется не только в нежелании отказываться от давних привычек и сложившегося образа жизни, но также и в удовлетворении новых, возрастающих материальных запросов (стремлении приобрести то, что захотелось иметь). Гедонистические стимулы могут рождаться вне труда, и тогда от работы требуется то, чтобы она оставляла и время, и силы для наслаждения всем тем, что дает жизнь. Но эти мотивации могут быть тесно увязаны и с трудом. Испытывать ощущение свободы и независимости в своих действиях, быть «хозяином положения» — в этом тоже содержится сильный гедонистический заряд, если забыть на мгновение об ответственности — оборотной и куда менее привлекательной стороне независимого существования, и не будем воспринимать гедонизм слишком «плоско». Это не просто потворствование своим влечениям, но одна из базовых форм гуманистической ориентации, ставящей в центр благополучие индивида.

Третий тип образуют потребности в социальном самооутверждении в своем коллективе или некоем сообществе; в глазах окружающих людей и в собственных глазах — через осуществление конкретных полезных функции, исполнение долга, повышение привлекательности занимаемых позиций. Это действие, руководимое стремлением стать неотъемлемой частью какого-то слаженного коллектива или группы, занять заметное место в сообществе, предоставляя ему конкретные и ощутимые плоды своего труда, заслужить уважение людей своей работой, превратить эту работу в высокопрестижное занятие. Особым методом социального самоутверждения в группе или сообществе становится также приобретение масти — способности оказывать влияние на действия и поступки других людей.

Наконец, последний тип, формируемый потребностями в самом труде, также характеризуется немалым разнообразием. Действие в данном случае возникает из потребностей в деятельности, в профессиональной творческой самореализации. Сама же деятельность может привлекать сложностью и разнообразием решаемых задач, возможностью проверить свои профессиональные способности в новом деле. Она может стать каналом пополнения профессиональных знаний, познания чего-то нового, интересного, а помимо этого, — источником особого комплекса эмоциональных состояний, связанных с отсутствием регламентации трудового процесса, элементами неопределенности и игры, ощущением риска от действий с непредвиденным результатом.

Перечисленные четыре типа избраны не только в силу их чисто описательных возможностей. Они обусловлены текущей ситуацией, где эти потребности актуализируются, и том числе и для тех, кто чаше всего не осознает смысла происходящих перемен. Так, стремление к выживанию порождается напряженностью экономической ситуации (и в не меньшей мере нагнетается непрекращающимися разговорами о кризисе); гедонизм вылупливается из потрескавшейся скорлупы коллективистских идеологий; проблема самоутверждения обусловливается сдвигами в системе привычных социальных ролей, необходимостью заново вписываться в социальный порядок; и проблемы профессиональной деятельности для многих обостряются в результате изменения условий и содержания их труда.

Каждый идеальный тип уже достаточно сложен. А реальное поведение предпринимателя определяется не меньше, чем «комбинацией комбинаций» разнообразных ценностей-благ. Теперь посмотрим, в какой степени разные типы мотивации проявляются в суждениях наших респондентов.

Методические замечания. В предлагаемом материале мы не собираемся строить сложных, комбинированных эмпирических типологий, а ограничимся пока сравнительным анализом сред| них величин. В сопоставлениях мы будем использовать три основных показателя:

  • важность того или иного типа требовании к нынешней работе;
  • практическая реализация этих типов требований;
  • индекс контрастности как разница между уровнем реализации требований и важностью этих требовании.

Первый показатель указывает на силу мотивационного типа, второй — на его абсолютную реализацию, третий — на относительную реализацию. (Индекс контрастности уже использовался для анализа предпринимательской мотивации ). Базовые данные по средним величинам всех трех показателей сведены в таблице ; изложение метода количественной формализации содержится в примечании к этой таблице.

Таблица. Важность требований к предпринимательской деятельности и реализация этих требований(типологические группировки)

Оперирование средними величинами не делит предпринимателей-респондентов на группы, но описывает общую ситуацию в сфере хозяйственной мотивации, предоставляет сравнительную характеристику мотивационных признаков. Дополним ее корреляционным анализом связей этих признаков с некоторыми данными самих предпринимателей, упоминаться будут только статистически значимые связи (по Пирсону р<0,01).

Эмпирические данные. Наиболее важной среди прочих потребностей оказалось обеспечение выживания (особенно обретение уверенности в завтрашнем дне). А степень ее относительной реализации по индексу контрастности является самой низкой, при этом существует большой отрыв от прочих типов. И хуже всего обстоит дело как раз с уверенностью в стабильном будущем. Единственно, что предпринимательская активность позволяет, по мнению респондентов, делать более или менее сносно, так это выживать профессионально (сохранять имеющиеся опыт и способности).

Сильно выражена и группа потребностей в социальном самоутверждении. Относительно более важным здесь кажется видение ощутимых результатов своего труда, менее важных — процесс реализации своих властных полномочий (степень влияния на действия и поступки людей).

Установлено, что важность потребностей в социальном самоутверждении возрастает вместе с возрастом руководителей. Наблюдается и прямая связь с их религиозностью. Любопытно, что обнаружена также обратная связь между весомостью потребностей в социальном самоутверждении и количеством книг в доме респондента — весьма существенном индикаторе его социокультурного облика. Можно предположить, что более низкий культурный уровень сопряжен с повышенным стремлением к самоутверждению вовне (впрочем, этот вывод нуждается в дополнительном обосновании).

Реализация требований социального самоутверждения у наших предпринимателей в ее абсолютном значении наиболее высока по данной типологии. И в аспекте структуры относительной реализации разных требований все складывается достаточно гармонично (чем важнее требование, тем лучше оно удовлетворяется, а индекс контрастности близок к нулю).

Менее выражена важность требований к самому труду. Зато эти потребности неплохо удовлетворяются (вторые позиции по абсолютной реализации и единственный плюс по индексу контрастности). Более важна для респондентов в рамках данного типа возможность пополнять свои профессиональные знания, учиться чему-то новому. Меньшее значение придается сложности и разнообразию работы, проверке своих профессиональных способностей. И практически вовсе отсутствует потребность в риске. Легче же всего оказывается реализовать потребность в сложном и разнообразном труде, если такая потребность имеется.

Отметим, что сам процесс груда вызывает больший интерес у руководителей, не являющихся собственниками предприятий. А реализация этого интереса тем больше, чем крупнее руководимое предприятие по показателю численности занятых.

И все бы шло чисто и гладко, прямо по модели А. Маслоу, где настоятельность потребностей более высокого порядка возрастает или падает в зависимости от степени удовлетворения потребностей более низкого порядка . Ведь и индекс контрастности у нас последовательно снижается от «высших» потребностей к «»низшим» (хотя что тут «ниже» что «выше», — конечно, вопрос не бесспорный). Но жизнь, как водится, нарушает стройные схемы. В нашем случае дело » подпортила» относительно низкая настоятельность гедонистических потребностей.

Действительно, предприниматели не проявили особых склонностей к гедонизму. Высоко ставится только значение ощущений свободы и независимости (если в этом и есть гедонизм, то без сибаритства). При этом и удовлетворяются гедонистические наклонности не лучшим образом.

Если, повторим, руководители-несобственники предъявляют большие требования к процессу труда, то собственники, напротив, более склонны к гедонизму. Удовлетворенность этой стороной дела возрастает, как выяснилось, с продолжительностью опыта предпринимательской деятельности. Более удовлетворены гедонистические потребности (может, ввиду относительного к ним безразличия) у тех, кто считают себя верующими людьми.

Итак, единственный тип потребностей, по которым реализация требований оказалась выше самих требований, — это потребности в самом труде. Такая «переудовлетворенность», судя по высказываниям, есть отчасти результат их невысокой мотивирующей силы. Куда более важным для предпринимателей видится обеспечение потребностей в выживании и социализации. Но если последние потребности удовлетворяются в достаточной мере, то этого нельзя сказать о потребностях выживания. К гедонизму во всех его проявлениях предпринимательская деятельность не располагает. Но и сами субъекты этой деятельности к нему особо не стремятся.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)