Характер потребностей, стоящих за предпринимательским действием
На что ориентируется человек, взявший на себя нелегкое бремя предпринимательского труда? Хочет ли он расширить границы собственного потребления или занять более видное место в обществе, понуждают ли его к этому внешние обстоятельства или внутренние потребности в особой профессиональной деятельности, так сказать, «внутреннее призвание»? Чтобы ответить на подобные вопросы, нужно сначала классифицировать возможные основания предпринимательских действий.
Существует множество классификаций мотивирующих потребностей. Мы в данном случае предлагаем классификацию, включающую в себя четыре типа — потребности выживания, гедонистические потребности, потребности в социальном самоутверждении и потребности в труде (Это не означает, что мы полностью описываем весь круг существующих потребностей.). Рассмотрим эти типы потребностей по порядку.
Потребности выживания заключаются в сохранении своего положения, в необходимости удержаться от падения, избежать невосполнимых потерь, зацепиться за достигнутый уровень и достичь минимальной стабильности перед лицом внешних трудностей, снять исходящую извне угрозу и напряжение. Речь, разумеется, идет не о чисто физическом, а о социальном выживании. Действие, ориентированное на выживание, стремится: к обретению «уверенности в завтрашнем дне» (да простит нас читатель за использование этой изрядно затасканной формулы); к поиску точек опоры — людей, готовых поддержать в трудную минуту, если эта минута настанет. Такое действие связано с необходимостью не только поддерживать уровень жизни — свой и своей семьи, — но и предотвратить собственную деквалификацию, сохранить накопленный профессиональный опыт, знания и навыки. Это сохранение собственного «я» во многих его ипостасях — особая проблема, обостряемая нынешней непростой ситуацией.
Резкий контраст с первым типом представляют гедонистические потребности. Гедонистически ориентированное действие стремится либо к максимизации личного потребления (включая приятное времяпрепровождение, комфортные ощущения, сибаритство), либо к минимизации собственных усилий (необременительности занятий, экономии затрат нервной и физической энергии). Гедонизм проявляется не только в нежелании отказываться от давних привычек и сложившегося образа жизни, но также и в удовлетворении новых, возрастающих материальных запросов (стремлении приобрести то, что захотелось иметь). Гедонистические стимулы могут рождаться вне труда, и тогда от работы требуется то, чтобы она оставляла и время, и силы для наслаждения всем тем, что дает жизнь. Но эти мотивации могут быть тесно увязаны и с трудом. Испытывать ощущение свободы и независимости в своих действиях, быть «хозяином положения» — в этом тоже содержится сильный гедонистический заряд, если забыть на мгновение об ответственности — оборотной и куда менее привлекательной стороне независимого существования, и не будем воспринимать гедонизм слишком «плоско». Это не просто потворствование своим влечениям, но одна из базовых форм гуманистической ориентации, ставящей в центр благополучие индивида.
Третий тип образуют потребности в социальном самооутверждении в своем коллективе или некоем сообществе; в глазах окружающих людей и в собственных глазах — через осуществление конкретных полезных функции, исполнение долга, повышение привлекательности занимаемых позиций. Это действие, руководимое стремлением стать неотъемлемой частью какого-то слаженного коллектива или группы, занять заметное место в сообществе, предоставляя ему конкретные и ощутимые плоды своего труда, заслужить уважение людей своей работой, превратить эту работу в высокопрестижное занятие. Особым методом социального самоутверждения в группе или сообществе становится также приобретение масти — способности оказывать влияние на действия и поступки других людей.
Наконец, последний тип, формируемый потребностями в самом труде, также характеризуется немалым разнообразием. Действие в данном случае возникает из потребностей в деятельности, в профессиональной творческой самореализации. Сама же деятельность может привлекать сложностью и разнообразием решаемых задач, возможностью проверить свои профессиональные способности в новом деле. Она может стать каналом пополнения профессиональных знаний, познания чего-то нового, интересного, а помимо этого, — источником особого комплекса эмоциональных состояний, связанных с отсутствием регламентации трудового процесса, элементами неопределенности и игры, ощущением риска от действий с непредвиденным результатом.
Перечисленные четыре типа избраны не только в силу их чисто описательных возможностей. Они обусловлены текущей ситуацией, где эти потребности актуализируются, и том числе и для тех, кто чаше всего не осознает смысла происходящих перемен. Так, стремление к выживанию порождается напряженностью экономической ситуации (и в не меньшей мере нагнетается непрекращающимися разговорами о кризисе); гедонизм вылупливается из потрескавшейся скорлупы коллективистских идеологий; проблема самоутверждения обусловливается сдвигами в системе привычных социальных ролей, необходимостью заново вписываться в социальный порядок; и проблемы профессиональной деятельности для многих обостряются в результате изменения условий и содержания их труда.
Каждый идеальный тип уже достаточно сложен. А реальное поведение предпринимателя определяется не меньше, чем «комбинацией комбинаций» разнообразных ценностей-благ. Теперь посмотрим, в какой степени разные типы мотивации проявляются в суждениях наших респондентов.
Методические замечания. В предлагаемом материале мы не собираемся строить сложных, комбинированных эмпирических типологий, а ограничимся пока сравнительным анализом сред| них величин. В сопоставлениях мы будем использовать три основных показателя:
- важность того или иного типа требовании к нынешней работе;
- практическая реализация этих типов требований;
- индекс контрастности как разница между уровнем реализации требований и важностью этих требовании.
Первый показатель указывает на силу мотивационного типа, второй — на его абсолютную реализацию, третий — на относительную реализацию. (Индекс контрастности уже использовался для анализа предпринимательской мотивации ). Базовые данные по средним величинам всех трех показателей сведены в таблице ; изложение метода количественной формализации содержится в примечании к этой таблице.
Таблица. Важность требований к предпринимательской деятельности и реализация этих требований(типологические группировки)
Оперирование средними величинами не делит предпринимателей-респондентов на группы, но описывает общую ситуацию в сфере хозяйственной мотивации, предоставляет сравнительную характеристику мотивационных признаков. Дополним ее корреляционным анализом связей этих признаков с некоторыми данными самих предпринимателей, упоминаться будут только статистически значимые связи (по Пирсону р<0,01).
Эмпирические данные. Наиболее важной среди прочих потребностей оказалось обеспечение выживания (особенно обретение уверенности в завтрашнем дне). А степень ее относительной реализации по индексу контрастности является самой низкой, при этом существует большой отрыв от прочих типов. И хуже всего обстоит дело как раз с уверенностью в стабильном будущем. Единственно, что предпринимательская активность позволяет, по мнению респондентов, делать более или менее сносно, так это выживать профессионально (сохранять имеющиеся опыт и способности).
Сильно выражена и группа потребностей в социальном самоутверждении. Относительно более важным здесь кажется видение ощутимых результатов своего труда, менее важных — процесс реализации своих властных полномочий (степень влияния на действия и поступки людей).
Установлено, что важность потребностей в социальном самоутверждении возрастает вместе с возрастом руководителей. Наблюдается и прямая связь с их религиозностью. Любопытно, что обнаружена также обратная связь между весомостью потребностей в социальном самоутверждении и количеством книг в доме респондента — весьма существенном индикаторе его социокультурного облика. Можно предположить, что более низкий культурный уровень сопряжен с повышенным стремлением к самоутверждению вовне (впрочем, этот вывод нуждается в дополнительном обосновании).
Реализация требований социального самоутверждения у наших предпринимателей в ее абсолютном значении наиболее высока по данной типологии. И в аспекте структуры относительной реализации разных требований все складывается достаточно гармонично (чем важнее требование, тем лучше оно удовлетворяется, а индекс контрастности близок к нулю).
Менее выражена важность требований к самому труду. Зато эти потребности неплохо удовлетворяются (вторые позиции по абсолютной реализации и единственный плюс по индексу контрастности). Более важна для респондентов в рамках данного типа возможность пополнять свои профессиональные знания, учиться чему-то новому. Меньшее значение придается сложности и разнообразию работы, проверке своих профессиональных способностей. И практически вовсе отсутствует потребность в риске. Легче же всего оказывается реализовать потребность в сложном и разнообразном труде, если такая потребность имеется.
Отметим, что сам процесс груда вызывает больший интерес у руководителей, не являющихся собственниками предприятий. А реализация этого интереса тем больше, чем крупнее руководимое предприятие по показателю численности занятых.
И все бы шло чисто и гладко, прямо по модели А. Маслоу, где настоятельность потребностей более высокого порядка возрастает или падает в зависимости от степени удовлетворения потребностей более низкого порядка . Ведь и индекс контрастности у нас последовательно снижается от «высших» потребностей к «»низшим» (хотя что тут «ниже» что «выше», — конечно, вопрос не бесспорный). Но жизнь, как водится, нарушает стройные схемы. В нашем случае дело » подпортила» относительно низкая настоятельность гедонистических потребностей.
Действительно, предприниматели не проявили особых склонностей к гедонизму. Высоко ставится только значение ощущений свободы и независимости (если в этом и есть гедонизм, то без сибаритства). При этом и удовлетворяются гедонистические наклонности не лучшим образом.
Если, повторим, руководители-несобственники предъявляют большие требования к процессу труда, то собственники, напротив, более склонны к гедонизму. Удовлетворенность этой стороной дела возрастает, как выяснилось, с продолжительностью опыта предпринимательской деятельности. Более удовлетворены гедонистические потребности (может, ввиду относительного к ним безразличия) у тех, кто считают себя верующими людьми.
Итак, единственный тип потребностей, по которым реализация требований оказалась выше самих требований, — это потребности в самом труде. Такая «переудовлетворенность», судя по высказываниям, есть отчасти результат их невысокой мотивирующей силы. Куда более важным для предпринимателей видится обеспечение потребностей в выживании и социализации. Но если последние потребности удовлетворяются в достаточной мере, то этого нельзя сказать о потребностях выживания. К гедонизму во всех его проявлениях предпринимательская деятельность не располагает. Но и сами субъекты этой деятельности к нему особо не стремятся.