Инвенторы, инновации, предприниматели
Некоторые авторы видят серьезную разницу между «предпринимателем-рутинером» и «предпринимателем-новатором».
Английский социолог Р. Питерсон отличает предпринимателя от инвентора. Первые осуществляют запрограммированные инновации, рекомбинируя уже существующие ресурсы. Вторые же создают принципиально новые продукты. Инвентор — творец новых вещей, а предприниматель — новых видов деятельности, которые позволяют новые продукты выгоднее продать. Второй — как бы слуга первого, он заботится о рыночном «применении» тех идей и новаций, которые предложил инвентор.
Предприниматель и инвентор тесно сотрудничают в организации-инкубаторе, — где «взращиваются» и проверяются технические инновации. Предприниматель, уклоняющийся от подобного сотрудничества — его называют «одиноким волком» — успеха в деле достигает только случайно. Часто делаются ставки на несколько инноваций, допуская возможность платить даже за неудачные.
Ученые Стокгольмской школы экономики предложили в 1981 г. модель инновационного процесса: от появления идеи до ее реализации на рынке. Опираясь на данную модель, они дают такое определение: «Предприниматели — это люди, которые используют идеи других людей, когда видят возможности их применения». Без поддержки предпринимателя инвенторы (изобретатели) не имеют шансов на успех. В редких случаях инвенторы сами основывают новые компании, используя какое-либо свое крупное изобретение, сулящее прибыль. И добиваются успеха, особенно в области высоких технологий. В этом случае инвентор соединяет в себе еще и предпринимательские функции. Постепенно фигура предпринимателя уступает место фигуре менеджера, который управляет стабильно функционирующей компанией. При «чрезмерном» успехе, равно как и неуспехе, предприниматель превращается в менеджера. Однако психологи утверждают, что потребность в достижении, готовность к риску, особенности личностного склада индивида побуждают его заниматься именно предпринимательством, т.е. избегать устоявшихся форм экономической активности.
Специалисты давно и пристально изучают фигуру предпринимателя. Основное внимание уделяется таким факторам, как потребность в достижении и предрасположенность к риску, скрытой пружиной которых выступают мотивация и личностные качества.