Как написать научную статью
Научная статья – это произведение, отражающее результаты исследовательской деятельности автора (авторов). Для научных статей характерны сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Информация излагается четко, конкретно, детально.
Написание научной статьи по гуманитарным дисциплинам, по экономике, педагогике, философии или социологии ничем не отличается друг от друга.
В любой научной статье необходимо описать актуальность и новизну исследования, цель и задачи, выводы.
Внимание! Если вы сомневаетесь в своих силах, то рекомендуем заказать научную статью у профессионалов.
Актуальность – описание существующих проблемы темы, которой посвящена научная статья.
Новизна – отличие вашей научной статьи от работ других авторов. В большинстве случаев авторы пишут научные статьи на популярные темы, к примеру – “Проблемы развития малого предпринимательства в России”. Задача автора – изучить научные работы других авторов, определить тот аспект проблемы, который они не раскрыли и попытаться раскрыть его в вашей научной статье (в основной части работы).
Цель – ответ на вопрос: “что мы хотим сделать?”. Постановку цели необходимо делать после определения новизны. К примеру, другие авторы не использовали математические методы анализа при изучении проблемы малого бизнеса и поэтому данные ими прогнозы нельзя считать адекватными. В этом случае, можно поставить цель – определить проблемы с помощью экономико-математических методов, что позволит построить достоверный прогноз на несколько лет вперед.
Задачи – действия, необходимые для достижения цели. Исходя из предыдущего примера, можно сформировать такие задачи:
- актуализация статистических данных за период такой-то такой-то;
- построение математической модели;
- оценка адекватности мат. модели при помощи различных критериев оценки;
- построение прогноза на 2 периода вперед.
В целом, задачи отвечают на вопрос: “что нужно сделать, чтобы достигнуть цели?”.
Выводы – описание результатов исследования, резюме всего, что написали в основной части. Выводы нужно сформировать таким образом, чтобы доказать, что поставленные цели и задачи были реализованы, что получен результат, и он имеет ценность (экономическую, общественную, отраслевую и т.д.).
Внимание! Это были базовые знания по написанию научной статьи. Далее вы подробно ознакомитесь со структурой научной статьи, узнаете, как написать вводную, основную и заключительную части, а также не менее полезные знания, без которых написание научной статьи невозможно.
С чего начать написание научной статьи
Чтобы написать статью лаконично и в логической последовательности, работу необходимо структурировать.
Структура научной статьи
Существует традиционный подход к структурированию статьи. Его лучше придерживаться, чтобы повысить шансы на публикацию.
Структура научной статьи следующая:
- заголовок статьи;
- сведения об авторах;
- аннотация;
- ключевые слова;
- введение;
- основная часть;
- заключение, выводы;
- список использованной литературы.
Содержание статьи зависит от выбранной темы.
Выберете тему для научной статьи
Выбор темы для исследования – очень ответственный момент. Тема должна быть актуальной, соответствовать новым тенденциям. Просмотр статей в интернете – самый распространенный и удобный способ для анализа информации и выбора темы.
Любой исследовательский процесс – это процесс творческий. Поэтому тема должна быть для вас интересна и увлекательна. Обычно объем научной статьи составляет 8–10 страниц, поэтому выбранная тема должна быть узконаправленной, затрагивать конкретную проблему.
При использовании материалов из интернета помните, что информация, представленная в сети, часто носит рекламный характер. Для общего изучения заинтересовавшего вас вопроса, расширения собственного кругозора и выбора направления исследований этот метод вполне подходит. Однако для написания текста статьи используйте только специальную литературу.
Определившись с темой, составьте примерный план статьи.
Напишите и согласуйте план (конспект) научной статьи с научным руководителем
Коротко изложите основные тезисы вашей работы. Это поможет выстроить информацию в логической последовательности, не упустить важные моменты, позволит легче структурировать текст, выделить разделы.
Согласование плана нужно для того, чтобы не переписывать научную статью несколько раз. План – это своего рода задача. Задача должна быть поставлена четко и ясно.
Напишите план, укажите, что будет в основной части (например, актуальность и пару слов о ней), опишите, как вы видите основную часть (например, каких авторов будете исследовать, какое исследование проведете), напишите структуру выводов (например, что самое важное нужно подчеркнуть в конце научной статьи).
После согласования плана, переходите к следующему этапу – поиску научного журнала для публикации научной статьи.
Научный журнал для публикации научной статьи – виды журналов, определяем подходящий для нашей работы
Существует несколько типов научных журналов. Для студентов достаточно, чтобы издание входило в перечень РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). Аспирантам необходимо публиковаться в ВАК.
Авторитетными считаются издания, внесенные в перечень Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Список таких изданий (отечественных и зарубежных) размещен на официальном сайте ВАК. Мы посвятили целую статью, посвященную журналам ВАК 2016 года.
Можно опубликовать статью в одном из сборников научных трудов, которые издаются самостоятельно или по результатам проведения научно-технических конференций (НТК), к ним относятся Международные и Российские научные конференции. Они проходят достаточно часто и стоимость публикации в среднем 100-150 рублей за страницу, однако встречаются и бесплатные конференции.
Для более широкого круга читателей предназначены периодические печатные издания (журналы).
Следует помнить, что научные статьи, которые публикуются в научных изданиях, предназначены для специалистов. Поэтому такого рода публикации проходят обязательное рецензирование, причем рецензия может оказаться отрицательной. В этом случае статья будет возвращена на исправление и доработку.
Как выбрать научный журнал для публикации научной статьи – несколько полезных советов
Чтобы правильно выбрать научный журнал, определите цели публикации (набрать баллы для зачета или защитить диссертацию), а также объективно оцените уровень своей подготовки.
Студентам не стоит сразу претендовать на публикацию в престижном журнале. Высока вероятность получения отрицательной рецензии, замечания по которой вы не сможете быстро исправить. В итоге только потеряете время.
Лучше начать с публикации тезисов докладов в сборнике материалов студенческих научно-технических конференций (СНТК). Требования к таким публикациям невысокие, то есть можно потренироваться, набить руку.
Другой вариант – выбрать издание собственного ВУЗа (как правило, это «Вестники»). Также можно принять участие в интернет-конференции и опубликовать статью в электронном сборнике материалов этой конференции.
Публикация в вышеперечисленных изданиях не требует глубокий научной познаний, как правило конференции выставляют одинаково-простые требования к авторам:
- уровень уникальности работы не менее 70%;
- объем работы в страницах от 3 или от 5 листов машинописного текста ( Times New Romans 14, полуторка);
- количество списка использованных источников и ссылок в тексте от 5;
- количество соавторов – не более 3-х.
После того, как вы выбрали журнал, приступайте непосредственно к работе над статьей.
Требования к оформлению научной статьи – каким должен быть размер шрифта, отступов и прочее
Не стоит забывать про такой важный аспект, как требования к оформлению научной статьи. Работам, не отвечающим требованиям научного издания будет отказано в публикации, на корректировку работы может уйти время, и вы можете опоздать с публикацией.
Как правило, авторы могут оформлять работу согласно ГОСТу от 2008 года, однако некоторые издания выставляют свои требования к оформлению.
Стандартный шрифт, используемый в научной статье – Timew New Romans, размер 14, межстрочный интервал полуторный (1.5), абзацевый отступ 1.5 см. Списки могут быть оформлены в цифр и точек.
Таблицы выравниваются по середине листа, заголовок таблицы выравнивается по правому краю и ставится над таблицей. В начале заголовка ставится слово “Таблица” с порядковым номером вложения.
Другое дело с рисунками, они выравниваются по середине, но подписи к рисункам ставятся под ними и также выравниваются по середине. Подписи начинаются со слова “Рисунок” и порядкового номера изображения.
Схемы, диаграммы и графики лучше всего оформлять в виде рисунков, так вы точно не ошибетесь.
Таким образом можно оформить практически любую научную статью. В любом случае, научные издания оговаривают требования к оформлению научных работ у себя на сайте или пишут их в информационном письме к конференции.
Как пишется хорошая научная статья студента – секреты написания
Можно выделить несколько аспектов, знание которых поможет написать хорошую научную статью и успешно опубликовать ее. Для студентов это консультации специалистов, привлечение соавторов, знание терминологии и строгое соблюдения требований научного издания.
Проконсультируйтесь с преподавателем
Если это ваш первый опыт написания статьи, то желательно проконсультироваться с преподавателями в своем вузе и выбрать руководителя. В помощи вам никто не откажет. Желание студента заниматься научной деятельностью и написать статью всегда приветствуется.
Консультант или руководитель не только поможет вам в проведении исследований и написании статьи, но и посоветует научное издание для публикации.
Привлеките соавторов
Довольно перспективным является вариант написания статьи в соавторстве. Коллективная работа, во-первых, интересна для самих авторов, а во-вторых, обычно получается более качественной. В соавторы можно взять преподавателя, аспиранта или студента.
Не забывайте употреблять термины и определения
Свободное владение терминологией – очень важный аспект. Все термины должны соответствовать действующим нормативно-правовым актам. Давать определения нужно только для тех понятий, которые вы предлагаете ввести впервые, или если определения этих понятий отсутствуют в отечественной нормативной базе.
Проследите за оформлением научной статьи
Если правила оформления не будут соблюдены, статью не опубликуют.
Всегда внимательно читайте правила оформления статей, так как в разных изданиях требования сильно отличаются. Обращайте внимание на формат страницы (обычно А4 или А5), поля, вид и размер шрифта, междустрочный интервал, абзацный отступ, оформление таблиц и подрисуночных подписей. Иногда в таблицах шрифт может отличаться от шрифта основного текста. Обратите на это внимание.
Проверьте статью на грамотность и уникальность. Обязательно!
Несколько раз перечитайте статью. Исправьте грамматические и стилистические ошибки. Если не уверены, что сможете сделать это самостоятельно, попросите помощи у других или используйте интернет-ресурсы. После правки перечитайте статью еще раз.
Уникальность – наиболее значимый критерий. Работы с уникальностью ниже 80% не принимаются к публикации. Некоторые журналы выставляют более жесткие требования и не принимают работы, уникальность которых ниже 90%. Проверьте научную статью на уникальность с помощью онлайн сервисов: антиплагиат.ру и текст.ру – они наиболее точные.
Помните! В том месте, где вы делаете ссылку на какого-либо автора или его работу (в виде квадратных скобок), плагиат допускается.
Проверить уникальность научной статьи можно на сайте antiplagiat.ru, а также воспользоваться программой проверки плагиата от etxt.ru.
Не забудьте про сроки подачи заявки на публикацию статьи
Строго соблюдайте сроки представления статей в редакционную коллегию. Сроки назначаются из расчета, что, во-первых, ваша статья должна пройти рецензирование, во-вторых, в случае отрицательной рецензии вы должны успеть исправить замечания.
И еще несколько полезных советов, чтобы написать хорошую научную статью
- выбирайте актуальную тему для проведения исследований;
- выбирайте руководителя или консультанта, являющегося специалистом в данной области;
- обосновывайте актуальность исследований путем критического анализа работ других авторов;
- делайте ссылки на авторитетные источники;
- перед написанием статьи составьте для себя примерный план основной части;
- структурируйте статью по общепринятым нормам;
- пишите текст грамотным языком, используя правильную терминологию;
- не перегружайте статью лишней информацией общего характера (не «лейте воду»);
- подчеркивайте научную новизну полученных результатов;
- показывайте преимущества вашей разработки по сравнению с существующими аналогами;
- в заключении отмечайте практическую значимость разработки и экономический эффект от ее применения;
- привлекайте к работе соавторов;
- выбирайте научное издание для публикации с учетом уровня вашего исследования;
- строго соблюдайте требования по оформлению статьи;
- несколько раз перечитайте готовую статью, исправьте ошибки и неточности;
- подавайте материалы в редколлегию не позднее назначенного срока;
- устраняйте все замечания рецензента;
- проверяйте работу на уникальность перед отправкой на публикацию.
После написания научной статьи, вам необходимо отправить ее на публикацию. Для этого, необходимо подобрать подходящий научный журнал.