Роль финансового менеджмента в повышении эффективности использования текущих затрат торговых организаций
В процессе предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты осуществляют разнообразные затраты, необходимые для реализации товаров. При этом первостепенной задачей в их деятельности является изыскание путей эффективного управления затратами, с целью получения максимальных результатов.
Все затраты предприятия по экономическому содержанию, целевому назначению делятся на две группы: текущие затраты (расходы); капитальные вложения. При этом, текущие затраты всегда рассматриваются в тесной взаимосвязи с ожидаемыми результатами хозяйственной деятельности. Именно поэтому финансовый менеджмент, на основе анализа различных вариантов формирования текущих затрат, позволяет выбрать наиболее подходящий и результативный способ для конкретных экономических условий деятельности организации. Для получения максимального эффекта от осуществляемой хозяйственной деятельности торговые организациям следует использовать стратегию управления текущими затратами, которая должна включать определение:
- суммарных текущих затрат, необходимых для реализации определенного объема товаров
- оптимального соотношения между постоянными и переменными затратами
- запаса финансовой прочности
- сроков окупаемости текущих затрат предприятия
Таким образом, предприятие должно осуществить выбор стратегии развития, то есть выбор одного из направлений или совокупности направлений перспективной деятельности, обеспечивающей ориентацию всех направлений и подразделений на общий конечный результат. Этим требованиям отвечает широко распространенный во всем мире метод анализа «затраты – эффективность».
«Затраты – эффективность» — очень простой метод, и с его помощью можно выделить приоритетные проекты и направления деятельности. В качестве правила определяющего приоритет проекта, выбирается не максимальный эффект, не минимальные вложения, а максимальная удельная эффективность (отношение эффекта к затратам). Для построения портфеля (набора) проектов рекомендуемых к реализации, отбираются проекты с максимальной эффективностью, то есть с эффективностью не ниже некоторого порогового значения. Порог определяется, когда будет достигнут требуемый суммарный эффект или возможные совокупные затраты.
Использование этого метода позволяет при заданных ресурсах получить максимальный эффект и при заданном эффекте определить минимальные затраты, а также реализовывать, в случае возникновения в процессе планирования и анализа, новые интересные проекты.
Однако у простых методов есть ограничения и условия применимости:
- все проекты имеют одинаковую продолжительность, а также начинаются одновременно
- все проекты независимы, исключение любой части проектов не влияет на реализуемость других
- возможны частичная реализация проекта и частичное вложение ресурсов для достижения пропорционального эффекта
- риск проектов одинаков
- наличие одного количественного показателя, который определяет эффективность проекта (как правило, используется прибыль, объем продаж и т.д.)
- наличие одного количественного показателя, который является лимитирующим фактором для выполнения проекта
Автор: В.О. Зафейнер