Классификация услуг сферы малого бизнеса в условиях сервисной экономики
С развитием коммерции услуг в создаваемой рыночной экономике России она все более приобретает сервисный характер, постепенно преобразуясь из экономики производителей в экономику наиболее полного удовлетворения специфического спроса потребителей. Появление новых услуг и отраслей, производящих их, ведёт к развитию сервисизации производства.
Сервисизация (от английского service — услуга) — процесс активного инвестирования в инфраструктурные отрасли, который обусловлен ростом доходов, расширением потребности в кредитных ресурсах, ускорением темпов НТП и поиском ресурсосберегающих технологий в сфере производства и реализации продукта.
Сервисная экономика характеризуется следующими основными факторами:
- понятие полезности товаров отождествляется не только с материальным качеством, но и с развитием сопутствующих услуг и процессов, обеспечивающих эффективность бизнеса
- понятие качества услуги, которое добавляется способностью предприятия оперативно взаимодействовать с потребителями
- стиль и методы управления постоянно меняются с учетом тенденций и закономерностей рынка. Появляются гибкость, адаптивность, скорость принятия решений, активизируются маркетинговая и логистическая компоненты управления
- производственная система, являющаяся более открытой, с динамичными коммерческими связями и с поставщиками услуг, и с потребителями
- конкуренция, направленная на сотрудничество и взаимодействие для более полного удовлетворения потребностей клиентов
- качество обслуживания клиентов, нацеленное на более полное удовлетворение потребностей клиентов
Развитие системы услуг формируется в рамках сервисной экономики. Услуги являются фундаментом сервисной экономики, способствуют развитию рыночной инфраструктуры, социальной ориентации экономики, повышению качества жизни общества, его гармонизации. Не случайно в передовых странах мира доля услуг в общем объеме ВВП в 2000 года достигла уровня 80%. Так, со второй половины 90-х годов доля ВВП, произведенного в сфере услуг, в США увеличилась с 74 до 81%, в Японии доля услуг выросла с 64 до 71%, в Великобритании — с 62 до 80%. Сегодня в США работает в сфере услуг 75% всех занятых, при этом здесь сконцентрировано более 80% работников умственного труда и 87% кадров высшей квалификации, это касается прежде всего науки, образования, здравоохранения, телекоммуникаций, компьютерных, инжиниринговых услуг, услуг в области паблик рилейшнз.
Эксперты и аналитики выделяют несколько причин поступательного развития рынка услуг:
- потеря многими индустриальными экономическими системами динамизма
- вложение в сферу материального производства становится малоэффективным как с точки зрения хозяйственной, так и с экологической
- рост безработицы, которая отвлекает экономические ресурсы и создает социальную напряженность
- кризис перепроизводства
- экологические проблемы
Услуга выступает как одна из важнейших разновидностей бизнеса, так как является товаром (предметом) купли-продажи, от реализации которого общество получает ощутимую пользу.
На производство услуг в сфере малого бизнеса влияют экономический механизм развития общества, масштабы общественного производства, сложность его отраслевой структуры, процесс углубления специализации и кооперирования в промышленности, количество и качество производимой и потребляемой в обществе продукции. С другой стороны, от формирования рынка услуг сферы малого бизнеса, его структуры и организации во многом зависят объемные и экономические показатели ВВП многих развитых стран.
Развитие современного профессионального бизнеса неразрывно связано с сервисизацией производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг. Сервисный потенциал (СП) — один из важных и активно развивающихся элементов современного цивилизованного рыночного механизма, непосредственно связанного с максимизацией потребительской удовлетворенности и повышением на этой основе эффективности производства и коммерции.
Существует несколько подходов к классификации услуг.
В соответствии с научными исследованиями профессора В.Д. Марковой услуговая деятельность включает пять классификационных групп:
- производственные услуги — инжиниринг, лизинг, обслуживание, ремонт оборудования и др.
- распределительные услуги — торговля, транспорт, связь
- профессиональные услуги — банки, страховые, финансовые, консультационные, рекламные и т.п.
- потребительские (массовые) услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением
- общественные услуги — телевидение, радио, образование, медицина, спорт, культура
Ф. Котлер выделяет четыре классификационных признака:
- осязаемость
- неотделимость от источника
- непостоянство качества
- невозможность хранения и транспортирования услуг
Л. Крепкий делит услуги на две группы:
- материальные
- нематериальные
Каждая из групп включает в себя по семь подгрупп по выделенному признаку материальности.
В. Кулибанова предлагает четыре группы услуг:
- услуги,ориентированные на управление государством
- услуги, ориентированные на управление предприятием
- услуги, ориентированные на управление обществом
- услуги, ориентированные на управление потребностями человека
Нельзя не согласиться с этим подходом. Но для сферы малого бизнеса можно предложить новую классификацию, учитывающую специфику производства сервисного продукта в рассматриваемой сфере.
Комплексные исследования условий производства и организации реализации продукта услуговой сферы в малом бизнесе позволили выделить основные классификационные признаки, объединяющие многообразие услуг сферы малого бизнеса в единый комплекс. При этом рассматриваемая классификация является гибкой, обеспечивающей возможность добавлять новые признаки с учетом развития сервисной экономики. Ниже представлена классификация услуг сферы малого бизнеса.
Проведенный анализ услуг сферы малого бизнеса позволяет сгруппировать их по следующим десяти признакам:
- творческому подходу к созданию сервисного продукта
- отраслевому признаку
- возможности интеграции с крупным бизнесом
- государственной поддержке
- территориальному охвату
- ориентации на воспроизводственный процесс
- целевой установке
- степени осязаемости
- уровню абстракции
- назначению
Особую значимость при развитии рыночных механизмов приобретает классификационный признак по творческому подходу к созданию сервисного продукта. С учетом основных маркетинговых элементов разделяют:
- услуги креативные (парикмахерские услуги, услуги паблик рилейшнз и пр.)
- некреативные (раскрой, нарезка, фасовка и пр.)
Существенную значимость этот признак приобретает при формировании уникального внутреннего продукта (УВП), представляющего собой сервисный продукт организации, созданный с учетом потребительских запросов и латентных предпочтений и характеризующийся корпоративными особенностями, которые и определяют потребительскую ценность этой услуги и репутацию производителя услуг. Усилия всех представителей малого бизнеса должны быть направлены на повышение уровня креативности сервисных продуктов и создание развитой структуры имиджа организации.
Применительно к отраслевой структуре все услуги можно подразделить на типы:
- транспортные услуги
- услуги в строительстве
- услуги в промышленности
- услуги в агропромышленном комплексе
- туристско-экскурсионные услуги
- торговые услуги
- услуги сферы товарного обращения
- услуги общественного питания
- и пр.
Для ритмичной работы всех субъектов рынка важную роль играет развитие как межотраслевых, так и внутриотраслевых партнерских союзов через интеграцию структур малого и крупного бизнеса. Отсюда формируется третий классификационный признак — по возможности интеграции услуг малого бизнеса с крупным бизнесом. Здесь выделяют:
- интегрируемые (в строительстве, производстве, торговле и пр.)
- неинтегрируемые (бытовые и пр.) услуги
К неинтегрируемым услугам относятся такие, при которых экономические, правовые и организационные отношения устанавливаются без учета интересов других производственных объединений, предприятий и фирм-изготовителей.
В настоящих условиях совершенствования рыночных отношений большое значение приобретает создание интегрируемых услуг. К ним относятся такие услуги, при которых выполнение маркетингового плана и производственного задания возможно за счет интеграции малых и крупных организаций. Малые структуры в данном случае не только организуют коммерческие связи между производством и потреблением, но и выступают в качестве участника в этих связях, в экономических и правовых взаимоотношениях сторон. Они согласовывают между поставщиками и потребителями количество и ассортимент поставляемой продукции, ее технические характеристики, частные сроки поставок, заключают хозяйственные договоры, организуют поставки продукции, участвуют в расчетах с поставщиками и потребителями, несут ответственность за невыполнение договорных обязательств.
В условиях формирования рынка услуг существенную роль наряду с производственными и коммерческими звеньями должны играть органы республиканского и регионального управления.
По мере усложнения отраслевой структуры национального хозяйства интеграционные связи развиваются и усложняются, и, следовательно, из года в год возрастает их значение. При этом все большую роль играет в их развитии государственная поддержка. Так, определяется следующий классификационный признак — по государственной поддержке в создании маркетингового сервисного продукта выделяют:
- софинансируемые (инновационные, информационные, образовательные и др.)
- самофинансируемые услуги
По территориальному охвату услуги сферы малого бизнеса делятся на:
- местные (ремонт обуви, услуги гувернера и пр.)
- внутрирегиональные (образовательные услуги, медицинские услуги и пр.)
- межрегиональные (транспортные услуги, услуги связи и пр.)
- национальные (услуги экологического туризма, транспортные услуги и пр.)
- международные ( услуги по проведению международных выставок, ярмарок, аукционов, лизинговые услуги и пр.)
Как говорят сами эти названия, к ним относятся услуги, создаваемые малыми предприятиями и микропредпринимателями, реализуемые внутри России — в одном и том же регионе (субъекте Федерации) или в разных регионах, а также производство услуг с последующей их реализацией на зарубежном рынке.
Деление услуг по данному признаку важно с точки зрения определения степени их участия в формировании рынка услуг. Совершенно очевидно, что организация эффективных межгосударственных торгово-экономических, кооперационных и научно-технических российских услуг является совместным делом участников рыночного оборота.
По ориентации на воспроизводственный процесс выделяют следующие типы услуг:
- производственные
- распределительные
- обменные
- личного потребления (в условиях экологического маркетинга здесь можно назвать и утилизационные услуги)
По целевой установке услуги сферы малого бизнеса подразделяются на:
- коммерческие, где услуги рассматриваются как объекты купли-продажи с ориентацией на формирование доходной базы
- некоммерческие, которые направлены на повышение качества обслуживания и создание высокой репутации
По степени осязаемости различают услуги нематериального характера, в том числе информационные, наука, образование, культура, искусство, здравоохранение, досуговые, рекреационные, деловые услуги (неосязаемые), и услуги материального характера (осязаемые), обретающие вещественную форму, а именно: бытовые, производственные, строительные, телекоммуникационные, транспортные, сервисного обслуживания, финансовые и другие.
По уровню абстракции услуги можно назвать идеальными и реальными. В этом классификационном признаке хорошо просматривается такое свойство услуги, как нестабильность качества. Лишь идеальные услуги могут быть полностью стандартизированы, услуги в реальном исполнении всегда оригинальны, так как они индивидуализированы по исполнителям (производителям), потребителям (получателям), каналам распределения и т.д.
По назначению услуги делятся на:
- личные
- коллективные
При этом очевидно, что большинство услуг имеют полезность для отдельных людей (например, услуги по обучению конкретного человека) и/или для определенного коллектива (например, услуги лектора студенческой аудитории) — отсюда и название.
Развитие сферы услуг — глобальная тенденция современности. Технологический прогресс, социально-демографические изменения, рост благосостояния населения, обострение конкурентной борьбы — все это создает предпосылки для развития сферы услуг и определяет перспективы ее развития.