Органы прогнозирования и планирования, их задачи и функции
При определении состава органов управления, прогнозирования и планирования, их взаимодействия между собой соблюдаются принципы и подходы, которые приняты в других государствах.
Национальное собрание обеспечивает нормативно-правовую базу, рассматривает планы-прогнозы экономического и социального развития, программы, утверждает бюджет государства.
Руководство по организации разработки государственных планов-прогнозов экономического и социального развития и контроль за их исполнением осуществляется Советом Министров.
Процесс непосредственного прогнозирования и планирования на макроуровне, на уровне отраслей, регионов, предприятий и организаций осуществляется специализированными органами в составе центральных органов управления, аппарата соответствующих министерств, ведомств, исполнительных комитетов, органов управления предприятий и организаций.
К центральным экономическим органам относятся:
- Министерство экономики
- Министерство финансов
- Министерство труда
- Министерство статистики и анализа
- Министерство предпринимательства и инвестиций
- Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации
Планирующим и координирующим центром является Министерство экономики. Его роль в современных условиях возрастает в связи с повышением значимости прогнозов в системе управления народным хозяйством.
Министерство экономики подчиняется Совету Министров и в своей деятельности руководствуется законодательством республики и положением, которым определены его задачи и функции.
Основными задачами Министерства экономики являются:
- разработка государственной экономической политики
- координация деятельности в сферах бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой и социальной политики
- создание условий для формирования экономической среды, способствующей активизации инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, повышению конкурентоспособности продукции и услуг
Важнейшие функции Министерства экономики:
- анализ и оценка социально-экономического состояния страны
- разработка и реализация стратегии социально-экономического развития
- методическое обеспечение прогнозных расчетов
- разработка концепций, экономического и социального развития
- формирование механизма государственного регулирования экономики
- методическое и научное обеспечение проведения экономических реформ
- разработка принципов функционирования рыночной системы хозяйствования
- проведение экономических экспертиз проектов решений, соглашений, инвестиционных проектов, намечаемых иностранных кредитов
- разработка методологии формирования издержек производства и обращения, амортизационной и денежно-кредитной политики
- комплексный анализ и оценка социально-экономического состояния регионов с выделением ключевых проблем и выработкой путей их решения
- проработка и методическое обеспечение формирования заказа на поставку продукции и выполнение работ для государственных нужд
- разработка прогнозов и программ развития внешнеэкономической деятельности
- экономический анализ состояния отраслей, выработка направлений их структурных преобразований и развития
- разработка мер но обеспечению отраслей экономики стратегически важными энергетическими и материальными ресурсами
- формирование инвестиционной политики и др.
Важным центральным экономическим органом является Министерство финансов. Его основная задача заключается в мобилизации денежных средств и планировании направлений их эффективного использования.
Министерство труда формирует тарифную систему, разрабатывает и утверждает минимальный потребительский бюджет, решает проблемы обеспечения эффективной занятости трудоспособного населения.
Министерство статистики и анализа обеспечивает плановые и другие органы управления необходимой статистической информацией, осуществляет анализ, дает оценку конъюнктуры рынка, уровня жизни народа и т.д. Главной его задачей является повышение степени достоверности информации, комплексности и оперативности ее представления.
Важное место в системе органов управления и планирования отводится Министерству иностранных дел. Оно производит прогнозные расчеты экспорта и импорта, разрабатывает торговый баланс, совместно с Министерством экономики осуществляет прогнозирование платежного баланса, решает вопросы квотирования, лицензирования и валютного регулирования.
Отраслевое прогнозирование и планирование обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами.
Региональные органы планирования и управления решают проблемы социально-экономического развития регионов.
Порядок и сроки разработки планов-прогнозов экономического и социального развития определяются правительством.
Основой разработки годовых планов-прогнозов являются: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития; Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу; Программы и решения президента и правительства но важнейшим направлениям экономического развития, межгосударственные соглашения.
В этих документах обосновываются главные цели, задачи преобразования экономики, сформирована ее перспективная модель.
Всю работу по составлению плана-прогноза можно подразделить на ряд этапов:
- Аналитическая, научно-исследовательская и организационно-методическая работа
- Разработка Концепции прогноза социально-экономического развития
- Разработка проекта плана-прогноза
- Рассмотрение проекта плаца-прогноза в Совете Министров, на комиссиях Национального Собрания, его уточнение и утверждение важнейших параметров социально-экономического развития
На первом этапе аналитическая работа предполагает проведение комплексного анализа экономических и социальных процессов и явлений, оценку сложившейся социально-экономической ситуации, определение уровня развития и результатов реформирования экономики.
На втором этане Министерством экономики при взаимодействии с другими органами управления разрабатывается Концепция прогноза социально-экономического развития. В ней дается оценка социально-экономической ситуации, определение основных целей, представляются сценарии развития экономики и предложения по корректировке экономической политики и системы государственных регуляторов.
Расчеты к Концепции прогноза носят ориентирующий характер и осуществляются в нескольких вариантах по узкому кругу важнейших макроэкономических показателей.
Основные положения Концепции прогноза социально-экономического развития сообщаются Министерству финансов, Национальному банку, Министерству труда, Министерству внешнеэкономических связей, Государственному таможенному комитету и другим республиканским и территориальным органам управления.
Третий этап связан с разработкой проекта плана-прогноза на соответствующий год. План-прогноз разрабатывается Министерством экономики исходя из основных положений Концепции прогноза, нормативов, задающих и ориентирующих показателей, а также предложений министерств и региональных органов управления.
В самом начале осуществляются расчеты прогнозных индексов цен, обменного курса, макроэкономических показателей и важнейших пропорций, уточняются социальные и экологические нормативы.
Возможны два подхода к оценке и обоснованию экономических показателей. При первом используются прогнозно-аналитические расчеты, и только корректировка показателей осуществляется с учетом намерений субъектов хозяйствования. Такой подход обеспечивает для производителей возможность определения своего социально-экономического развития с учетом заранее заданных экономических условий. Второй подход базируется на показателях намерений субъектов хозяйствования. Первый подход используется преимущественно на этапе подготовки Концепции годового прогноза, а второй — при формировании развернутого варианта плана-прогноза.
Правовой основой разработки планов-прогнозов являются законодательные и нормативные акты. В них содержатся принципиальная схема и порядок разработки системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны.
На четвертом этане подготовленный Министерством экономики план-прогноз социально-экономического развития представляется в Совет Министров для рассмотрения, затем после обсуждения и уточнения отдельных параметров направляется на рассмотрение Президенту и Национальному Собранию. Одновременно рассматриваются Государственный бюджет и Основные направления кредитно-денежной политики. При необходимости документы дорабатываются.
После уточнения отдельных показателей принимается (утверждается) Государственный бюджет, одобряется план-прогноз экономического и социального развития страны на соответствующий год, Президентом утверждаются важнейшие параметры развития экономики. До исполнителей доводятся целевые ориентиры социально-экономического развития, заказ на поставку продукции для государственных нужд, лимиты ресурсов и нормативы.
С целью обеспечения выполнения плана-прогноза и бюджета Совет Министров и другие органы управления осуществляют контроль и принимают соответствующие меры.