Логика прогнозирования и планирования
Логика прогнозирования и планирования зависит от функций и форм планирования, государственного регулирования и принятой концепции развития страны.
Разработка и осуществление прогнозов и программ выполняет две важнейшие функции: предсказательную и предписательную. В первом случае дается описание состояния объекта в будущем, во втором — проводится подготовка проектов развития различных организационных форм для последующего их использования в системе управления.
В мире сложились самые разные формы планирования. Их обычно классифицируют с учетом аспекта и оперативного уровня управления. По уровню управления различают планы глобальные, общегосударственные, межгосударственные, региональные, отраслевые, локальные и на уровне хозяйствующих субъектов, их ассоциаций. В зависимости от постановки целей различают тактическое и стратегическое планирование.
Планирование может быть программным и целеориентирующим. Важна и такая форма, как направляющее планирование, которое выражается в регулировании налогов, кредитов, цен, госзаказов, квот и т.д. В АПК данная форма может быть выражена во вмешательстве государства в экономические отношения между основными сферами комплекса.
В настоящее время сформировались наиболее приоритетные области государственного регулирования национальной экономики. Среди них следует выделить медицину, оборонный комплекс, энергетику, фундаментальную науку, экологию и АПК.
Сложились и основные меры государственного регулирования АПК.
Ценовое вмешательство включает обоснование гарантированных (защитных) цен на закупку сельскохозяйственной продукции в федеральные и региональные фонды, надбавок к ценам на продукцию, залоговых цен, цен на закупку излишков сельскохозяйственной продукции.
Кредитная и налоговая политика — это льготное кредитование, особые условия инвестиционного кредитования АПК, товарного кредита, налоговых льгот, дифференцированного налогообложения.
С помощью государственного бюджета формируются бюджетные ссуды, компенсации при приобретении материально-технических ресурсов, осуществляются лизинг, субсидирование социальных программ, гарантированное авансирование при закупке сельскохозяйственной продукции в федеральные и региональные фонды, финансирование государственных целевых программ.
Внешнеэкономическая деятельность включает регулирование таможенных пошлин, стимулирование экспорта, иностранных инвестиций.
Рассматриваемые направления государственного регулирования АПК основываются на системе экономических прогнозов, программ и планов.
На основе форм, принципов и функций формируется логика прогнозирования и планирования.
Общая логика планирования имеет следующие составляющие:
- Цели планирования.
- Анализ результатов экономического и социального развития.
- Определение потребностей общества в ресурсах (по отраслям и регионам).
- Согласование и балансирование потребностей общества с возможными ресурсами.
- Достижение планомерности развития социально-экономической системы.
В процессе составления планов формируется логика их разработки. При директивном планировании она формируется сверху — вниз, при индикативном — снизу — вверх.